Во-первых, само кладбище, что называется, внушаИтЬ. Еврейский закон, как известно, требует хоронить в земле. Но свободной земли там практически не осталось. В результате на склоне горы, где находится кладбище, строят многоярусные бетонные террассы одну над другой, с лестницами и, возможно, даже с лифтами. Террасы заполняют землей, и в ней хоронят свежих покойников.
С точки зрения законов и канонов это все, видимо, ОК. Но самая идея многоэтыажного кладбища производит совершенно сюррелистическое впечатление, наводя на разные мысли в стиле антиутопий о глобальном перенаселении.
Еще побывал на участке, отведенном для захоронения неевреев. Надписи на тамошних надробных памятниках - ИМХО, настоящий клад для всяких гуманитатарных исследованний, просто приходи, копируй, и садись за диссертацию.
Например, довольно много надгробий с традиционной еврейской символикой, и вообще подчеркнуто в стиле традиционных еврейских надгробий (галаха, как известно, многих евреев таковыми не считает). Но вообще на этам участке хоронят самых разных людей, в том числе и православных. Естественно, родственники часто хотят отметить этот факт на надгробиях. Однако изображать кресты погребальное братство, заведующее этим участком, запрещает, поскольку, де, оскорбляет чуйства и проч. Поэтому вместо крестов на надгробиях можно увидеть евангельские цитаты, а чаще всего - символическое изображение рыбы.
Разумеется, рыба - христианский символ куда древнее креста. Однако во-первых, в хедерах и иешивах этому не учат, а во-вторых, голова у благочестивых ревнителей устроена как у собаки Павлова - реагирует только на стандартные раздражители. Так что против рыб и цитат никто не возражает.
А еще всттетил там несколько старых знакомых, которых сто лет не видел. И с грустью в очередной раз подумал, что "надо чаще встречаться" (с).