1. Прежде всего, с точки зрения галахи, свадьба, с хупой и раввином, — совершенно необязательное мероприятие. Для того чтобы вступить в брак перед Богом и людьми, еврею достаточно при двух свидетелях вручить своей избраннице кольцо (или любой предмет, имеющий хоть какую-то ценность), сказав при этом: «Этом кольцом ты посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля». Впрочем, в последние века этим способом пользовались в основном жулики, соблазнявшие наивных девиц.
4. В наши дни даже в самых ортодоксальных семействах молодые встречаются до свадьбы хотя бы несколько раз. Еще 150–200 лет назад это казалось немыслимым либерализмом: о браке договаривались родители, а молодожены зачастую впервые встречались уже под хупой
5. В еврейской традиции сохранились разные рекомендации касательно того, в какой день недели лучше играть свадьбу. Мишна советовала среду, поскольку в четверг проходили заседания судов и молодой муж мог сразу пожаловаться, не обнаружив у жены признаков девства. У
8. Во многих общинах было принято, чтобы перед молодыми, шествующими под хупу, танцевали женщины с плетеной халой в руках — хала символизировала достаток и изобилие.
У грузинских евреев женский свадебный танец с хлебом назывался калабули (от каббала — встреча, принятие). Он исполнялся родственницей жениха и символизировал принятие невесты в новую семью
15. И последнее. Согласно распространенному мнению, большинство еврейских пар жили после свадьбы долго и счастливо. Однако «крепкая еврейская семья» — достаточно новый бренд: как считает Шауль Штампфер, известный исследователь восточноевропейского еврейства, едва ли не каждый четвертый брак в местечках заканчивался разводом.