о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Сашенька, ставшая Александрой

Небольшая статья об основательно забытой книге Александры Бруштейн, автора культовой трилогии "Дорога уходит в даль".

В 1963 году издательство «Советский писатель» выпустило в свет сборник «Вечерние огни», в который вошли еще четыре автобиографические повести, бывшие, по сути, продолжением горячо всеми любимой «Дороги». Но если трилогию зачитывали до дыр несколько поколений, то «Вечерних огней», похоже, почти никто не разглядел, а вскоре о них и вовсе позабыли...

несмотря на выбранный тон, решительно не собираюсь осуждать Бруштейн за ее коммунистические убеждения. Во-первых, это сейчас мы такие умные и смелые. А во-вторых, эти убеждения были искренними и выстраданными, а их следствием стали хорошие, достойные дела. Однако именно избыток идеологии, скорее всего, — главная причина того, что «Вечерние огни» ожидала столь бесславная участь. Советской пропагандой в те годы были забиты все магазины и библиотеки, и она успела навязнуть в зубах даже у самых лояльных читателей.

Разумеется, знаменитая трилогия была не менее «советской», и пропаганды в ней тоже хватало. Однако в «Дороге» Бруштейн много писала о вещах забытых и малоизвестных (дело Дрейфуса, вотякское дело). Кроме того, «Дорога» приглашала читателя в неизвестный ему мир еврейской девочки из дореволюционной интеллигентной семьи. Ни одним из этих достоинств «Вечерние огни» не обладают. И значит, для большинства читателей Саша Яновская навсегда останется семнадцатилетней девочкой, мечтающей о поездке в Петербург.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments