о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Околооперное

1. Написал небольшая статью о не очень известном эпизоде культурной истории "белой" эмиграции - "Русской опере" Церетели. Подробности - под катом.

Среди эмигрантов не раз возникала идея создания русской труппы, которая исполняла бы преимущественно отечественный репертуар. В межвоенные годы таких попыток было предпринято несколько. Наиболее удачная из них связана с именем князя Алексея Церетели – известного оперного антрепренёра, ещё до революции успешно работавшего с лучшими русскими певцами, в том числе с Шаляпиным (именно Церетели организовал его первые гастроли в Америке).

Как и большинство культурных проектов русского зарубежья, детище Церетели оказалось недолговечным. Труппа распалась ещё в середине тридцатых. А в 1942 году в занятом немцами Париже скончался и её основатель – князь Церетели. Тем не менее за свою недолгую жизнь «Русская опера» успела заслужить славу одного из лучших музыкальных театров Европы, а её постановки весьма способствовали пропаганде русского оперного искусства, и в том числе – появлению новых русских опер в репертуаре западных театров.


2. Нашел в Ютубе полностью выложенный фильм Большой концерт 1951 года, дающий редкую возможность получить более-менее полное представление о тогдашнем Большом: в фильм попал приличный кусок "Игоря" с Пироговым и Михайловым, ария Ленского в исполнении традиционное поющего "впосвиста" Козловского, Сусанин в исполнении Рейзена, куски из балетов... Так что всяко рекомендую, несмотря на анекдотический сюжет про то, как ,на спектакль Большого театра приезжают колхозники. После спектакля восхищенные ударники приглашают артистов театра на празднование двадцатилетнего юбилея колхоза

(Впрочем, это для нас анекдот. А для тех певцов, к сожалению, почти будни - см. напр. мемуары Вишневской, весьма гнусненькие, но в этой части, кажется, достоверные).

3. На той же Ютубе посмотрел один из шедевров позднесталинского "советского патриотизма" - фильм "Композитор Глинка", 1952 года. Это вообще смотрится как комедия. Особенно понравился диалог между Гектором Берлиозом и...а, впрочем, не скажу, попробуйте догадаться сами, о каком композиторе речь:

Композитор: Музыка бывает хорошая и плохая. У музыки нет национальности.
Берлиоз: Это может сказать только композитор, у которого нет родины!

Впрочем, Сусанина, кажется, там все равно поет Рейзен. :)
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…