Завести собаку-поводыря и пользоваться ее помощью в повседневной жизни религиозному еврею не возбраняется – современный иудаизм, насколько можно судить, ничего не имеет против. Но как только такой еврей соберется в синагогу помолиться, на его с собакой пути возникнет серьезная проблема. Поскольку многие авторитетные раввины полагали и продолжают полагать, что любой собаке, даже собаке-поводырю, в доме молитвы решительно не место...
На наш взгляд, существует еще одно нетривиальное свидетельство, которое подкрепляет позицию р. Файнштейна и р. Лихтенштейна и которое, насколько нам известно, ни разу не всплывало в галахической литературе, посвященной присутствию собак в синагоге. Речь идет о картинах известного голландского художника Эмануэля де Витте (1617-1692).Автор многочисленных портретов, а также картин на мифологические и религиозные сюжеты, де Витте сделал себе имя на изображении храмовых интерьеров. В основном он, естественно, рисовал церкви. Однако среди его работ есть несколько изображений внутреннего убранства знаменитой сефардской, или португезской, синагоги в Амстердаме
До середины прошлого века существовало три изображения португезской синагоги кисти Де Витте...Три эти картины различаются некоторыми деталями. Однако на всех трех на переднем плане изображены собаки