Страсти по Иоанну Васильевичу не утихают в России и по сей день. Если для одних царь является олицетворением жестокости, беззакония и тирании, то другие, напротив, считают его великим государственным деятелем и даже святым. Снимая фильм, обличающий опричные беззакония, Павел Лунгин автоматически принял одну из сторон в этом споре. И в такой ситуации крайне важно, чтобы эти обличения содержали «правду, правду и ничего, кроме правды». В противном случае фильм легко может оказаться бумерангом, который ударит по своим куда сильнее, чем по противнику.
Исторические ляпы начинаются едва ли не с поставления Филиппа на московскую митрополию...Основная интрига фильма разворачивается вокруг того, что город Полоцк был сдан полякам воеводами-«изменниками», якобы подкупленными польским королём Жигимонтом (Сигизмундом). Однако ничего подобного не было и быть не могло!...Среди воевод, казнённых после «полоцкой измены», в фильме упомянут некий Шуйский, которого предварительно ослепили. И снова пальцем в небо...Ну и, наконец, кульминационная сцена фильма – сожжение опричниками церкви, куда предварительно загнали монахов, шедших к Кремлю крестным ходом...