о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

Об амстердамских достопримечательностях

Дочитал вчера книгу Павленко o Лефортe. В целом, остался доволен добротное историческое исследования, хотя и решительно непонятно, за какие такие заслуги Франц Яковлевич попал "в серию" (впрочем, это можно сказать о доброй половине последних ЖЗЛ-ок, что не мешает мне нежно любить эту серию). А среди прочего - обнаружил там замечательный отрывок о том, какими диковинами развлекали голланцы Петра и его свиту.

Итак, 26 августа послы "ездили в галанские кирхи, в которых изрядные органы, и строение тех кирх древнее и великое, и прежде были кастелы римские". 7 сентября - посетили "Гортус Медикус, или огород лекарственный", где, среди прочего, им показали "амбар, а в нем скляницы, и сулейки, и стаканы, а в них в спиртусе морские дивы, во всяком судне особо - змии, каркодилы, саламандры и иные многие другие". В в промежутке между "кирхами" и "каркодилами" оказалось самое интересное:

Великие ж послы были в жидовских синагогах, и в тех показывали великом послам от жидовских раввинов на еврейском письме Завет и пророчества, обвиты богатыми материями, и стоят в великих шкафах.

Кстати, это не единственное свидетельство, что тогдашние амстердамцы считали евреев городской достопримечательностью, и охотно показывали их заезжим гостям. Те, впрочем, не возражали, скорее даже гордились.

Ну и чисто лингвистический вопрос - интересно, почему раввины "жидовские", а вот письмо - "еврейское". Есть ли какие-то исследования о соответствующем словооупотреблении в русской литературе?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments