о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

Обсуждаемая концепция не заслуживает того внимания, которое было ей уделено

Небольшая статья об одном из самых громких скандалов послевоенной советской исторической науке.
Думаю, будет интересно, тем более тема, увы, не до конца историческая, причем не только в России.

Споры о датировке и авторстве «Слова о полку Игореве» начались задолго до того, как советский историк Александр Зимин не только заинтересовался этим вопросом, но и вообще появился на свет. Этому немало способствовало то, что предполагаемый оригинальный список «Слова» был, во-первых, приобретён Мусиным-Пушкиным при не вполне понятных обстоятельствах, а во-вторых, по его утверждению, сгорел во время московского пожара 1812 года. На протяжении двух веков люди самых разных взглядов – от русского писателя Льва Толстого до западных славистов Мазона и Кинана – периодически высказывали предположение о том, что на самом «Слово» – вовсе не памятник древнерусской словесности, а более поздняя фальсификация, вроде «Краледворской рукописи», подделанной чешскими литераторами Вацлавом Ганкой и Йозефом Линдой. Однако и в российской, и в советской исторической науке мнение о подлинности «Слова» сделалось общепринятым.

Как свидетельствует Владимир Кобрин, хорошо знавший почти всех ведущих советских историков, некоторые из них также сомневались в подлинности «Слова», однако предавать свои сомнения гласности большинство из них не спешило, прекрасно понимая, что ничего, кроме неприятностей, подобное «разоблачение» им не принесёт. Единственным, кто не испугался взяться за опасную тему, оказался молодой талантливый историк Александр Зимин. Несколько лет он посвятил специальным исследованиям, итогом которых стала 700-страничная монография, доказывающая, что «Слово о полку Игореве» – памятник не XII, а XVIII века.

двард Кинан опубликовал не менее скандальное «разоблачение» – согласно его теории, знаменитая переписка князя Курбского и Ивана Грозного «на самом деле» была создана только в XVII веке известным «диссидентом» князем Шаховским. Поскольку Кинан был американцем, запретить ему публиковаться никто не мог, поэтому пришлось спорить научными методами. И тут советские учёные оказались на высоте: в ходе многолетней дискуссии ими было сделано несколько важных источниковедческих открытий, не только не оставивших от теории Кинана камня на камне, но и позволивших внести важные уточнения в общепринятые представления о русской истории. Несомненно, честная научная полемика с участием такого блестящего учёного, как Зимин, наверняка оказалась бы не менее плодотворной.
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…