Посколько материал предназначался для русскоязычной публики, первым в списке, естественно, оказался Марк Рейзен. Интересных материалов про него нашлось достаточно (история с некрологом Шаляпина, отношения со Сталиным...). Но особенно запало в душу следущее:
Рейзен пел до глубокой старости. Когда накануне 90-летия ему позвонили из Большого, и спросили, сможет ли он высидеть в театре целую оперу, он ответил, что высидеть не сможет, поскольку хочет спеть в этот день Гремина. Говорят, звонивший из театра, услышав это, едва не лишился чувств. Однако Рейзен, как выяснилось, не шутил, но действительно спел в "Онегине" в день своего юбилея, попав благодаря этому в книгу рекордов Гинесса
К чему я все это вспомнил? Да к тому, что в той же Ютубе обнаружилась эта самая историческая запись - 90-летний Рейзен-Гремин на сцене Большого.
Честно говоря, до сих пор нахожусь от этой записи в неком офигении. Т.е., конечно, в музыкальном плане она ничего ез себя не представляет (особенно если сравнивать с записями молодого Рейзена - слава Богу, их сохранилось много). Но вот в человеческом: в 90 лет выйти(!) на сцену, и спеть(!), не сорвавшись, не самую трудную, но все-таки оперную арию...
В общем, "богатыри - не мы".
Пы. Сы. Кстати, пользуясь случаем, предлагаю всем любителям еврейских и/или оперных реалий мини-тест. Помимо Рейзена, в упомянутом выше пособии упоминаются еще три певца: два тенора (каждый из которых пел не только в опере, но и в синагоге) и один баритон. Кто попробует угадать всех трех?