За время поездки побывали в Варшаве, Познани, Вроцлаве, Люблине, Хельме (сугубо ради концепции), Кракове и неизвестной до того науке деревнв Рабка, где неожиданно обнаружился потрясающий красоты костел. За исключением Кракова, ни в один из этих городов, пожалуй, не стоило бы ехать специально. Однако понравилось решительно всюду. А самые сильные впечатления - архиепископский музей в Кракове, где собрана потрясающая коллекция средневекового церковного искуства, и расписанная русскими мастерами капелла в Люблине. Да и вообще замечательно отдохнули, получив массу удовольствия от простых, но забытых вещей: купаний в озере (спасибо emcia), ежедневного поедания малины, и просто возможности много гулять в светлое время суток.
Пожалуй, впервые за время поездок в Европу оказались в стране, по которой катком прошлась война. Причем с двух сторон: довоенную Польшу утюжили немцы, бывшую немецкую Силезию - соответственно, наши. Впрочем, по большей части полякам удалось почти все восстановить так, что практически нет ощущения новодела.
Как выяснилось, нам очень повезло, что мы успели в Польшу, пока там не перешли на евро. Поскольку цены там пока совершенно смешные. Особенно на культуру - самый дорогой билет стоил, кажется, 20 или около того злотых.
Польша приятно удивила нас простотой нравов - даже отправлясь на официальные церемонии вроде свадьбы (натыкались пару раз в костелах), народ в основном одевается, как на даче, особенно женщины. И вообще атмосфера в стране какая-то расслабленная и легкая.
А вот "лица трудящихся" удивили скорее неприятно: если среди женщин еще встречались интеллигентные и даже аристократические, то мужчины почти поголовно выглядели совершенными колхозниками и гегемонами. Первых мужчин непролетарской внешности мы встретили, кажется, ближе к концу второй недели - в пристройке паркового сортира, где они играли в шахматы.
Польша, как мы помним, переходила от социализма к капитализму методом шоковой терапии. И об этом, похоже, до сих пор напоминает огромное, почти московское число бомжей и нищих. Однако "те, кто выжил в катаклизме"(с) вроде живут нормально спокойно и расслаблено.
Нынешнее польское "наше все" - маршал Пилсудский. В каждом городе есть улица его имени, мемориальные доски, музеи. За второе-третье место в национальном пантеоне со значительным отставанием борются Коперник и Иоанн-Павел II. Прочие шопены, понятовские и костюшки отстали совсем уж безнадежно.
Забавно было наблюдать "языковой разрыв" между поколениями. Молодежь почти вся худо-бедно знает английский. Старше же 30 лет им не владеет никто. Впрочем, на русскую речь все реагировали вполне доброжелательно, и охотно отвечали на медленном, и оттого понятном польском.
При этом стратегическим партнером Польши сегодня считается... Грузия (потому как против России). В связи с этим во всех магазинах стоят грузинские вина, а в каждом городе - есть хотя бы один грузинский ресторан "Хачапури".
"Страшный польский атнисемитизм"(тм). Не видели ни разу. Хотя в кипе порой было несколько неуютно - переодически с радостным "Шалом!" навстречу бросались какие-то хиппи и панки. :)
Ну и последнее. Самолеты из Израиля летают ежедневно, и не пустые. При этом немногочисленных компатриотов мы встречали исключительно на вокзалах, в гостинницах и ресторанах. Ни в музеях, ни в прочих достопримечательных местах мы за все время не встретили никого! Спрашивается - где были все эти люди? Помнится, этот вопрос у нас возникал уже в Риме. Но Рим все-таки огромный, а в Польше все достопримечательности расположены очень компактно. А результат - тот же.
Мы, правда, принципиально избегали мест, связанных с Холокостом, да и вообще почти не бывали в "еврейских местах". Но неужели наши компатриоты ездят в Польшу ТОЛЬКО за этим?