Разумеется, сохранить язык в иноязычной среде – дело трудное, а в долговременной перспективе почти безнадёжное. Даже у тех, кто приехал в зрелом возрасте, язык обычно со временем беднеет и засоряется гебраизмами (так что порой в русской речи «русскими» остаются одни предлоги и грамматические формы). Дети, родившиеся в Израиле или привезённые в юном возрасте, чаще предпочитают говорить на иврите. Так что в конечном счёте ассимиляция русскоязычной общины, скорее всего, неизбежна, однако произойдёт это не сегодня и даже не завтра. Между тем уже сейчас русский продержался в Израиле едва ли не дольше всех других языков.
Почему это произошло? Причин здесь много. И главная из них, безусловно, желание самих эмигрантов сохранить язык, на котором они говорили в течение трёх-четырёх поколений. Кстати, дело тут не только в привязанности к русской культуре (отрицать которую, впрочем, невозможно). Большинство эмигрантов свято уверено в абсолютном превосходстве русской культуры над местной. Соответственно, ассимиляция – сознательно или нет – ощущается культурной деградацией...
Однако главные перемены произошли всё-таки не в экономике или политике, а в сознании израильского общества. В какой-то момент его вдруг резко перестало интересовать, на каком языке говорят, пишут, думают его новые граждане. Причин этому опять-таки было несколько. Прежде всего, Израиль находится под сильным влиянием Америки, где в какой-то момент отказались от идеи плавильного котла в пользу новомодного «мультикультуризма». Соответственно, израильским эпигонам тоже показалось несовременным стричь всех под одну гребёнку и требовать от новых граждан немедленной ассимиляции.
Кроме того, ближе к своему пятидесятилетию израильское общество несколько устало от идеологии. Прежний сионистский эпос постепенно сменился либерально-мещанским «живи и дай жить другим». Соответственно, пропал и стимул слишком усердствовать, переделывая приезжих в «настоящих израильтян».
Ну и наконец самое главное. Жёсткая, временами агрессивная гебраизация в значительной степени была следствием страха и неуверенности...