о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Kaлендарное. Почему время между праздниками Песах и Шавуот траурное?

Статья в журнале "Лехаим", в написании которой аз, многогрешный...ну, скажем, принял очень активное участие

Согласно принятой всеми еврейскими общинами мира традиции, между праздниками Песах и Шавуот (в отдельных общинах – Песахом и днем Лаг ба-омер) евреи придерживаются некоторых траурных обычаев: не играют свадеб, не подстригают волосы, не устраивают празднеств и т. п. В этой статье мы поговорим о происхождении этого обычая.

Все вышеприведенные объяснения совсем неочевидны. Распространение ожидания приговора не столь долгий срок беспрецедентно. При этом оно не распространяется, к примеру, на не менее судьбоносные для человека дни месяца тишрей. Да и сама Мишна говорит о Песахе, а не о нескольких месяцах суда. Зависимость от урожая пшеницы понятна, но столь суровые ограничения трудно объяснить именно этим. По поводу судьбы грешников в чистилище – мнение рава Йоханана бен Нури известно гораздо меньше, чем мнение его оппонента, рава Акивы, чьи слова к тому же гораздо весомее для законоучителей. Что же до гибели учеников рава Акивы от эпидемии, то трагедий такого и даже большего масштаба в еврейской истории было, к сожалению, много. Поэтому, если устанавливать траур в память о каждой из них, боюсь, не найдется ни одного дня, когда еврей мог бы сыграть свадьбу. Тем не менее факт остается фактом: никаких других объяснений классические источники иудаизма не приводят. Наибольшее распространение получила именно версия рава Натроная Гаона.

Еврейская история знает при­меры, когда те или иные траурные даты постепенно забывались. Однако с «полутрауром» между праздниками Песах и Шавуот этого не произошло. Хотя уже в Средние века происхождение этого обычая не было очевидно, он сохранился почти во всех общинах. В значительной мере это связано с тем, что из-за трагических особенностей еврейской истории он постепенно обрел новый смысл, актуальный для большинства евреев.

К сожалению, в популярной русскоязычной литературе крайне редко упоминается об историческом опыте, связанном с траурными обычаями между праздниками Песах и Шавуот. Между тем именно он может сделать эту традицию более понятной и близкой каждому современному еврею


Угадавшему первоисточник - поощрительный приз от благородного адона, в соответствии с конфессиональными и гастрономическими предпочтениями.

Пы.Сы. Ну и еще календарное. Всех православных, читающих этот журнал - с праздником.
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…