Столыпин был величайшим премьером дореволюционной России. К сожалению, оценку личности этого выдающегося государственного деятеля (возможно, последнего государственного человека царской России) порой механически переносят и на избранный им политический курс. Нередко можно услышать утверждение, что доведи он до конца задуманные им преобразования, вся история страны пошла бы иначе и ни за что не случилась бы катастрофа, подобная той, что случилась в 1917-м.
Разумеется, нет никакой возможности проверить это утверждение экспериментально. Однако, поскольку общее направление столыпинских реформ хорошо известно, а некоторые из них успели зайти достаточно далеко, у нас есть возможность оценить, действительно ли взятый им курс мог в перспективе ликвидировать причины, породившие революционный взрыв сначала 1905-го, а затем и 1917 года.
Подведём итоги. Безусловно, Пётр Аркадьевич Столыпин хорошо видел основные проблемы страны и по мере сил пытался их разрешить. Однако итог его деятельности оказался, скорее, неутешительным: в силу различных причин ему так и не удалось «разминировать» хотя бы одну из «бомб», угрожавших стабильности России. Более того, в результате его реформ некоторые проблемы даже обострились.
Столыпину удалось подавить первую революционную смуту. Однако, несмотря на все его усилия, Россия по-прежнему оставалась пороховым погребом, готовым взорваться от любой искры. Что, собственно, и произошло в 1917 году.