Top.Mail.Ru
Можно было подумать, что рассказ об Исходе следует начинать в начале месяца нисана - о.Арониус — LiveJournal
? ?
о.Арониус
March 26th, 2009
11:51 am

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Можно было подумать, что рассказ об Исходе следует начинать в начале месяца нисана
Небольшая статья о разных обучаях пасхального Седера. Может, кому пригодится.

Гораздо реже рассказывают о весьма разнообразных обычаях, связанных с этим праздником. Одни из них когда-то распространились повсюду и были хорошо известны, других и раньше придерживались лишь небольшие общины, а порой – только отдельные семьи. К сожалению, в последних поколениях во многих домах традиция прервалась и далеко не все удостоились того, чтобы старшие передали им ее. В этой статье речь пойдет о малоизвестных обычаях. Некоторые из них возникли в сефардских общинах, а затем их переняли ашкеназы, с другими произошло прямо противоположное. Евреи, в чьих семьях цепь традиции не прерывалась, свято хранят эти обычаи по сей день.

Пы.Сы. Ну и если вдруг кто-то не видел - моя прошлогодняя статья "Песах и Пасха":

Разбор Агады можно было бы продолжить. Однако уже сейчас видно, что этот текст, безусловно, выглядит как развернутый еврейский ответ на вызов, брошенный иудаизму христианством. Я не стал бы называть этот ответ «полемическим» – полемика предполагает опровержения чужих доводов, которого в Агаде нет и в помине. Скорее, его следует считать демаркацией границы между религиями Закона и Благодати, между еврейским Песахом и христианской Пасхой.

Христианская идентичность в значительной степени сформировалась в результате полемики с традиционным иудаизмом, начатой еще Иисусом и продолженной апостолами и Отцами церкви. Если наше и профессора Юваля прочтение Агады является верным, то придется признать, что и с еврейской стороны дело обстояло похожим образом.

Current Music: Борис Годунов

(12 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:yaqir_mamlal
Date:March 26th, 2009 10:43 am (UTC)
(Link)
Вообще-то книга называется "Шней лухот ха-брит", сокращенно ШЛА или у ашкеназов ШЛО. А так, как Вы написали, почтительно называют не книгу, а ее автора.
[User Picture]
From:yaqir_mamlal
Date:March 26th, 2009 10:46 am (UTC)
(Link)
Вернее, можно и книгу назвать, но это не совсем название, а примерно как некоторые говорят Зохар ха-кадош и т.п.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:March 26th, 2009 10:55 am (UTC)
(Link)
Открою страшную тайну - этот абзац добавлен редакцией. Только - никому. :)))
[User Picture]
From:yaqir_mamlal
Date:March 26th, 2009 10:59 am (UTC)
(Link)
ха!
[User Picture]
From:zyama_krendel
Date:March 26th, 2009 10:44 am (UTC)
(Link)
этот текст, безусловно, выглядит как развернутый еврейский ответ на вызов, брошенный иудаизму христианством
Странно... я до сих пор был уверен, что Агада написана по образцу древнегреческой трагедии - как утверждала одна наша общая знакомая, весьма хорошо в древнегреческих вопросах секущая. :P :P :P
[User Picture]
From:o_aronius
Date:March 26th, 2009 10:52 am (UTC)
(Link)
Трагедии? А где тогда гибель главного "положительного" героя, если не считать таковым фараона?
[User Picture]
From:zyama_krendel
Date:March 26th, 2009 10:58 am (UTC)
(Link)
Не помню подробностей. :) Но чего-то древнегреческого - точно.

Хотя если ты спросишь меня, то Агада - пример хорошего технического задания на программный продукт, с серией полезных замечаний по поводу реализации. :P :P :P
[User Picture]
From:ilya_dikman
Date:March 26th, 2009 12:08 pm (UTC)

אלו ואלו דברי אלוקים חיים:)

(Link)
המקור ההלניסטי:
סדר פסח הוא פרי דור יבנה [70-135] לאחר חורבן בית המקדש השני. כל עוד בית המקדש עמד על מכונו בירושלים, היו מביאים שם את קורבן הפסח ואוכלים אותו בחגיגיות ובטקסיות, שהם המקור להגדה. הגדה במובן המוכר כיום לא היתה. מי שלא עלה לרגל לירושלים קיים בביתו סעודה חגיגית לציון ערב החג, והסתפק בכך. הקשר עם הסעודה שהייתה נהוגה בעולם ההלניסטי עולה בברור מתוכן ההגדה. לדעת פרופ' שמואל וזאב ספראי (הגדת חז"ל) והפרופ' ישראל לוין, המבנה הראשוני של ההגדה היה כפי שכתוב במשנה במסכת פסחים (פרק עשירי), דהיינו, תחילה אכלו ורק אחר-כך קראו את ההגדה. המבנה הזה, שרבים היו שמחים לקיימו, ואשר לא קיים עוד, מבהיר את שאלות ה'מה נשתנה' שמקורן ב'סימפוזיון' שנלווה לכל ארוחה בעולם ההלניסטי. לימים שונה סדר הארוחה, ובתקופה הביזנטית – תקופת התלמוד (מאות 4-5 לספ') הקדימו את הסימפוזיון – הדיון החופשי, ורק אחרי שניתנו כל התשובות לשאלות השונות שהונחו בפני המשתתפים, התיישבו לאכול. אלא שעורכי ההגדה 'שכחו' שצריך לשנות את השאלות. וכך נשארו שאלות – 'מה נשתנה' שאין להן כל קשר למה שהילד אכן ראה. זו הסיבה שילדים קטנים שואלים, כיוון שאת השאלות, שהם לא מבינים, מכתיבים להם, ואת התשובות לא נותנים.
http://docs.google.com/Doc?id=dhnp7j7p_890f9jfkqgt
[User Picture]
From:ilya_dikman
Date:March 26th, 2009 12:14 pm (UTC)

Re: אלו ואלו דברי אלוקים חיים:)

(Link)
п.с а есть к тому же очень смелая версия, обьясняющая , что такое "афикоман" , которым заканчивается греческий "симпозион".но ее не при детях:)

(кстати по той же теории, карпас и его товарищи это просто "митабен(снейкс-манчис), т.е. легкая закусь к вину на симпозионе).
[User Picture]
From:ben_tal
Date:March 26th, 2009 11:20 am (UTC)
(Link)
Спасибо, воспользуюсь. В качестве дополнения :)
[User Picture]
From:mz1313
Date:March 26th, 2009 12:20 pm (UTC)
(Link)
Есть серьезные свидетельства детального знакомства составителей Агады с трудами отцов церкви и в частности Августина, которого ты цитируешь? Оно мне как-то странно выглядит. Особенно учитывая ярый антисемитизм тогдашних отцов церкви, типа Иоанна Златоуста.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:March 26th, 2009 12:26 pm (UTC)
(Link)
Таких свидетельств, естественно, нет. Но они могли быть знакомы с основными идеями "в популярном изложении", например, из проповедей.
Powered by LiveJournal.com