Евреи справедливо гордятся тем, что именно они одними из первых создали систему всеобщего образования, Однако, эта система охватывала лишь половину еврейских детей – мальчиков. Если школы для мальчиков возникли уже в конце эпохи Второго Храма, то еврейских школ для девочек не было вплоть до последних столетий. Так что, оказавшись флагманом прогресса в деле мужского образования, в вопросах женского евреи отстали даже от не самых продвинутых народов – в той же России первые школы для девочек появились уже в XVIII веке.
Подобная образовательная политика полностью соответствовала социальным реалиям того времени. В любом обществе доступ к образованию является одним из важнейших инструментов, позволяющих правящим элитам сохранять свою власть. Поэтому, сделав образование эксклюзивно мужским, еврейское общество гарантировало сохранение своей патриархальной структуры, когда реальная власть находилось в руках мужчин, а женщины довольствовались вторыми ролями. Особое значение имел запрет изучения Талмуда...
Спор о том, можно или нельзя современным женщинам изучать Талмуд, тесно связан с вопросами гендерной и социальной политики. Владение Талмудом и галахическими первоисточниками резко поднимает статус человека в общине, а кроме того – делает его самостоятельным в религиозной жизни. В более либеральных общинах, спокойно воспринимающих западные идеалы женского равноправия, изучение девушками Талмуда не вызывает возражений. И наоборот, ультраортодоксы, культивирующие традиционный патриархат, предпочитают по-прежнему следовать мнению Маймонида. Так что изучение женщинами Талмуда можно считать своего рода лакмусовой бумажкой, указывающей на статус женщины в той или иной общине.
Ну и в качестве бонуса - интервью с дамой, преподающей Талмуд в одном из иерусалимских заведений.