Сначала – небольшой анекдот. В израильской версии телепередачи «Кто хочет стать миллионером?» как-то прозвучал вопрос на миллион: что празднуют в Рождество – рождение, крещение, смерть или воскрешение Иисуса? Игрок, помнится, не ответил, дав русскоязычным телезрителям очередной повод порассуждать о несовпадении культурных кодов.
Впрочем, если серьезнее – точной даты рождения Иисуса нет, как известно, ни в одной из книг Нового Завета. 25 декабря как дату Рождества Христова утвердил лишь папа Юлий I в 337 г. н.э. Несколько позднее монах-математик вычислил, что Иисус родился в 753 году от основания Рима. При этом сами христиане охотно признают, что эта дата неисторична и что когда точно родился Иисус, достоверно неизвестно. Об этом, в частности, писал в одном из своих посланий папа Иоанн Павел II.
В этой небольшой статье мы, разумеется, не ставим задачу точно датировать Рождество. Наша задача гораздо скромнее: посмотреть, что можно сказать о рождении Иисуса из Назарета, сравнивая евангельские свидетельства с имеющимися в нашем распоряжении еврейскими источниками – сочинениями Иосифа Флавия, Талмудом и т.д...
Если правы апологеты, то противоречия между Матфеем и Лукой нет, и оба евангелиста указывают, что Иисус родился в конце правления Ирода Великого. Если же принять последний аргумент, то тогда перед нами – неразрешимое противоречие между двумя евангельскими свидетельствами, разрешить которые с помощью еврейских источников не представляется возможным.