о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Русская церковь и погромы

Пару дней назад поучаствовал в беседы с двумя почтенными ЖЖ-юзерами, в один голос утверждавшими, что русская церковь, де, занималась организацией еврейских погромов. Аз, многогрешный, попросил привести мне хоть один пример, подтверждающий этот тезис -поскольку нигде в литературе с подобным утверждением не сталкивался , однако, не будучи в теме, был готов к тому, что чего-то не знаю. Примеров, впрочем, не последовало (в отличии от контр-примеров с моей стороны). Однако своего мнения мои собеседники не изменили.

У меня была мысль процитировать этот разговор у себя. Но тут мне попалось нечто более интересное по той же теме: некая американская журналистка, укрывшаяся под псевдонимом, обвинила в организации погромов...архиепископа Волынского Антония Храповицкого:

Архиепископ Волынский Антоний Храповицкий был до Октябрьской революции ректором Высшей Духовной Академии в Санкт-Петербурге. Но митрополит Антоний служил на Волыни, где кстати сказать, начинал служение и епископ Митрофан. Нередко после подобных проповедей возбужденная толпа прямо из церкви шла громить и убивать евреев. С церковными песнопениями смешивался звон разбитых стекол и крики жертв

Хохма, однако, в том, что хотя владыка Антоний действительно был черносотенцем, и евреев не любил, и в даже в кровавый навет, возможно, верил - но вот как раз погромов он старался недопускать, и даже достаточно эффективно. Поэтому хотя антисемитские настроения на Волыни были очень распространены, как и во всей Украине (это давняя история противостояния евреев и православных), когда Антоний (Храповицкий) был там архиереем, на Волыни погромов практически не было

Более того - свою борьбу с погромами сам Антоний несомненно ставил себе в заслугу, о чем, в частности, писал в знаменитом письме к Бердяеву:

О евреях я говорил и отпечатал поучение в 1903 году (против погромов), благодаря которому на Волыни не было в том году погромов, облетевших весь юго-западный край; в 1905 году… за день до Вербной субботы прибыл я из Петербурга и на Страстной седмице сказал опять речь против погрома, готовившегося в первый день Пасхи. Погром этот не состоялся, и лишь после убийства еврейским наймитом популярного пристава Куярова в Фомино воскресенье вечером, когда я выезжал из Житомира в Петербург, начались драки с евреями, которые потом говорили, что "правительство нарочно вызвало нашего архиерея в Петербург, потому что, пока он в городе, то нас не били"... всякие погромы прекратились на Волыни с тех пор, когда образовался Почаевский "Союз русского народа" в 1906 году

И, судя по всему, владыка в данном случае говорит правду: в литературе, посвященной погромам 1905-1906, Волынь практически не упоминается. А по свидетельству Еврейcкой Энциклопедии, евреи Волыни непосредственно не пострадали от погромов в России в 80-х гг. 19 в. и в 1905–1906 гг.

В общем, в очередной раз в необходимости и желательности хорошего исследования по теме "Роль христианства в формировании современной еврейской идентичности". Хотя, если такая книга увидит свет, автора почти наверняка обвинят в "разжигании". Возможно - даже с двух сторон. :)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments