Русская церковь и погромы
Пару дней назад поучаствовал в беседы с двумя почтенными ЖЖ-юзерами, в один голос утверждавшими, что русская церковь, де, занималась организацией еврейских погромов. Аз, многогрешный, попросил привести мне хоть один пример, подтверждающий этот тезис -поскольку нигде в литературе с подобным утверждением не сталкивался , однако, не будучи в теме, был готов к тому, что чего-то не знаю. Примеров, впрочем, не последовало (в отличии от контр-примеров с моей стороны). Однако своего мнения мои собеседники не изменили.
У меня была мысль процитировать этот разговор у себя. Но тут мне попалось нечто более интересное по той же теме: некая американская журналистка, укрывшаяся под псевдонимом, обвинила в организации погромов...архиепископа Волынского Антония Храповицкого:
Архиепископ Волынский Антоний Храповицкий был до Октябрьской революции ректором Высшей Духовной Академии в Санкт-Петербурге. Но митрополит Антоний служил на Волыни, где кстати сказать, начинал служение и епископ Митрофан. Нередко после подобных проповедей возбужденная толпа прямо из церкви шла громить и убивать евреев. С церковными песнопениями смешивался звон разбитых стекол и крики жертв
Хохма, однако, в том, что хотя владыка Антоний действительно был черносотенцем, и евреев не любил, и в даже в кровавый навет, возможно, верил - но вот как раз погромов он старался недопускать, и даже достаточно эффективно. Поэтому хотя антисемитские настроения на Волыни были очень распространены, как и во всей Украине (это давняя история противостояния евреев и православных), когда Антоний (Храповицкий) был там архиереем, на Волыни погромов практически не было
Более того - свою борьбу с погромами сам Антоний несомненно ставил себе в заслугу, о чем, в частности, писал в знаменитом письме к Бердяеву:
О евреях я говорил и отпечатал поучение в 1903 году (против погромов), благодаря которому на Волыни не было в том году погромов, облетевших весь юго-западный край; в 1905 году… за день до Вербной субботы прибыл я из Петербурга и на Страстной седмице сказал опять речь против погрома, готовившегося в первый день Пасхи. Погром этот не состоялся, и лишь после убийства еврейским наймитом популярного пристава Куярова в Фомино воскресенье вечером, когда я выезжал из Житомира в Петербург, начались драки с евреями, которые потом говорили, что "правительство нарочно вызвало нашего архиерея в Петербург, потому что, пока он в городе, то нас не били"... всякие погромы прекратились на Волыни с тех пор, когда образовался Почаевский "Союз русского народа" в 1906 году
И, судя по всему, владыка в данном случае говорит правду: в литературе, посвященной погромам 1905-1906, Волынь практически не упоминается. А по свидетельству Еврейcкой Энциклопедии, евреи Волыни непосредственно не пострадали от погромов в России в 80-х гг. 19 в. и в 1905–1906 гг.
В общем, в очередной раз в необходимости и желательности хорошего исследования по теме "Роль христианства в формировании современной еврейской идентичности". Хотя, если такая книга увидит свет, автора почти наверняка обвинят в "разжигании". Возможно - даже с двух сторон. :)
У меня была мысль процитировать этот разговор у себя. Но тут мне попалось нечто более интересное по той же теме: некая американская журналистка, укрывшаяся под псевдонимом, обвинила в организации погромов...архиепископа Волынского Антония Храповицкого:
Архиепископ Волынский Антоний Храповицкий был до Октябрьской революции ректором Высшей Духовной Академии в Санкт-Петербурге. Но митрополит Антоний служил на Волыни, где кстати сказать, начинал служение и епископ Митрофан. Нередко после подобных проповедей возбужденная толпа прямо из церкви шла громить и убивать евреев. С церковными песнопениями смешивался звон разбитых стекол и крики жертв
Хохма, однако, в том, что хотя владыка Антоний действительно был черносотенцем, и евреев не любил, и в даже в кровавый навет, возможно, верил - но вот как раз погромов он старался недопускать, и даже достаточно эффективно. Поэтому хотя антисемитские настроения на Волыни были очень распространены, как и во всей Украине (это давняя история противостояния евреев и православных), когда Антоний (Храповицкий) был там архиереем, на Волыни погромов практически не было
Более того - свою борьбу с погромами сам Антоний несомненно ставил себе в заслугу, о чем, в частности, писал в знаменитом письме к Бердяеву:
О евреях я говорил и отпечатал поучение в 1903 году (против погромов), благодаря которому на Волыни не было в том году погромов, облетевших весь юго-западный край; в 1905 году… за день до Вербной субботы прибыл я из Петербурга и на Страстной седмице сказал опять речь против погрома, готовившегося в первый день Пасхи. Погром этот не состоялся, и лишь после убийства еврейским наймитом популярного пристава Куярова в Фомино воскресенье вечером, когда я выезжал из Житомира в Петербург, начались драки с евреями, которые потом говорили, что "правительство нарочно вызвало нашего архиерея в Петербург, потому что, пока он в городе, то нас не били"... всякие погромы прекратились на Волыни с тех пор, когда образовался Почаевский "Союз русского народа" в 1906 году
И, судя по всему, владыка в данном случае говорит правду: в литературе, посвященной погромам 1905-1906, Волынь практически не упоминается. А по свидетельству Еврейcкой Энциклопедии, евреи Волыни непосредственно не пострадали от погромов в России в 80-х гг. 19 в. и в 1905–1906 гг.
В общем, в очередной раз в необходимости и желательности хорошего исследования по теме "Роль христианства в формировании современной еврейской идентичности". Хотя, если такая книга увидит свет, автора почти наверняка обвинят в "разжигании". Возможно - даже с двух сторон. :)