Я.Кротов:
"Но Закон о возвращении имеет поправочку 1970-го года, которая уточняет: иудей - это еврей, не принявший какую-либо религию, кроме иудаизма. При этом под "иудаизмом", видимо, понимается ... Ну, не буду уточнять, как это видится с моей точки зрения, но во всяком случае моя вера, которую я, вслед за апостолом Павлом, считаю истинной верой Авраама и Моисея, с точки зрения г-жи Меир, подписавшей этот закон - вот уж набожная, видать, была барыня - так вот, моя вера это с ее точки зрения не иудаизм. Все это очень милая эпистемиологическая - или, если угодно, гносеологическая - наивность, но когда она возведена в ранг закона, огромного - на уровне государства - лицемерия, то это у меня как у еврея вызывает такое же омерзение, как у меня как у русского вызывает омерзение государственно-православное лицемерие."
о. Арониус:
"Уважаемый Яков.
Если бы Израиль был религиозным государством и его законы соответствовали бы еврейскому каноническому праву, то тогда, конечно, выкрест считался бы евреем -поскольку, в соответствиии с этим правом, нет процедуры, исключающей человека из еврейства :). Израиль же, слава Богу, страна светская, поэтому израильское право опирается на светскую логику, прежде всего историческую.
А логика эта проста. Последние 2000 лет историческая общность "Евреи" состоит из людей, исповедующих раввинистический иудаизм, и их биологических потомков. Если же кто-то из евреев принимал христианство, то везьде, кроме разве что Союза и нацисткой Германии, он переставал быть евреем как для остальных евреев, так и для окружающего нееврейского общества (в частности, любые правовые ограничения, которые в этом обществе испытывали евреи, не него отныне не распространялись).
Как мне кажется, никакие теологические рассуждения про "Израиль по духу" и прочий "Verus Israel" не могут изменить данного объективного исторического факта. Так что решение Верховного Суда по "делу брата Даниэля" (50-е годы. При чем здесь Гольда Меир?)фактически являлось не более чем юридической констатацией этого факта."