о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:

С рабочего стола. Тацит и благочестивая пропаганда

Собираю для одного проекта материалы о еврейском отношении к кремации. Обнаруживаю на одном популярном сайте брошюру "Долг живых". Нажимаю на линк. Читаю:

Отвращени евреев к кремации было замечено еще римским историком Тацитом, который почти две тысячи лет назад в качестве одной из отличительных черт евреев указывал, что они хоронят, а не сжигают своих мертвых.

Естественно, сразу начинаю радостно потирать руку - вот сейчас открою Тацита, скопирую цитатку, вставлю куда надо - и все разом офигеют, какие, оказывается, я умные книжку читаю.

Открываю. И вижу:

They are wont to bury rather than to burn their dead, following in this the Egyptian cus tom; they bestow the same care on the dead, and they hold the same belief about the lower world

Проверяю на великом и могучем. Те же яйца, вид сбоку:

Покойников, по египетскому обычаю, погребают, а не сжигают; почитание мертвых и представления о преисподней у них такие же, как в Египте, а о небесных богах - противоположные

К сожалению, в оригинале мне это прочесть не дано. Однако рискну предположить, что два независимух перевода на два разных языка достаточно репрезентативны.

В общем, не повезло мне с Тацитом. Поскольку выделенные в исходной цитате слова в первоисточнике не обнаружились. Не писал он об отвращении евреев к кремации. И даже "отличительной чертой" их погребальные обряды не считал - напротив, подчеркивал, что они у них такие же, как у соседей.

Правда, авторам брошюры я все равно благодарен. Поскольку в очередной раз получил наглядное подтверждение важного правила: работая с пропагандистскими текстами - проверять, проверять, и еще раз проверять источниками. Иначе сильно рискуешь при всем честном народе сесть в грязь лицом.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments