о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

В копилку еврейского педагога - особенности устной традиции

Очень показательна судьба преданий о Полтавской битве, записанных в XIX веке, то есть как раз полтораста лет спустя. В одном из них судьба «Платавской» баталии решается поединком казака Рыжечки со шведским поединщиком великаном, закованным вместе с конем в железные латы[2]. Это предание записано от грамотного и даже начитанного, судя по всему, казака; в другом, записанном от крестьянина, Петр просит дозволения пойти под «Платаву» шведов бить, у... «дедушки Суворова» (!!!). Тот не дает дозволения, покуда, по приглашению царя, не встает ему на правую ногу и не видит с этой наблюдательной позиции «весь ангельский чин» в небесах.
От события до его, с позволения сказать, отображения, прошло менее двухсот лет.
.

И еще о еврейской педагогике - две жемчужина с замечательного семинара для русскоязычных учителей, где мне довелось немного поработать:

1. Довольно пожилая учительница, бабушка двух внуков, 15 лет проработавшая в кошерной школе, и впервые узнавшая, что к еврейским текстам возможны, скажем так, весьма непривычные для нее подходы:

- Я себя чувствую, как будто меня снова лишили девственности!

2. Другая учительница - по поводу вещей, которые порой делают именем одного весьма уважаемого раввина, ныне покойного"

- Если бы он был жив и увидел, что делают его именем, он бы перевернулся в гробу!!!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments