1. Книга Эстер против антисемитов
Можно долго спорить о том, антисемиты или нет Шульгин и Кураев. На наш взгляд, принципиального значения это не имеет: как показывает практика, антисемиты нередко говорят правду, а филосемиты, напротив, несут редкую околесицу. Гораздо важнее разобраться, насколько эти и подобные обвинения соответствуют действительности, или, точнее сказать, библейскому тексту...
В традиционном еврейском пуримском дискурсе есть, на самом деле, весьма провокационные моменты. Однако, насколько я знаю, антисемитский пуримский «мидраш» именно их не замечает. И это, наверно, к лучшему. Поскольку, как сказали ученики знаменитому мудрецу, ловко отбрившему нееврея с его неудобным вопросом: «Этого ты отогнал соломинкой – а что ты ответишь нам?»
2. «Прокляты все неевреи»?
А вы подумайте, что, по мнению РоШа, автора Арбаа турим и автора Шулхан аруха, должно происходить в синагоге после чтения Свитка Эстер? Хазан должен громко, во всеуслышание проклясть всех гоев. Именно так: ведь если «благословенны все евреи», то «проклятые злодеи» — это, однозначно, неевреи. «Поклоняющиеся звёздам» и «поклоняющиеся идолам» – стандартное обозначение всех без исключения неевреев в средневековой литературе. Если же, как известно каждому еврейскому мальчику, по-настоящему верим в Бога лишь мы, евреи, то «ненавидящие Бога» – опять-таки наши соседи за забором.
Это неприятно, это некультурно, и главное – это опасно. Ведь, услышав о таком обычае, местные жители могут, мягко говоря, обидеться, о последствиях чего лучше не думать. Особенно неприятно вспомнить, что именно в этом обвинял евреев Ѓаман перед Ахашверошем: «На праздниках своих они едят, пьют и проклинают тебя, царь, и нас» (Таргум Шени на Эстер 3:8). Мы привыкли считать, что Ѓаман оклеветал нас перед царём, а теперь он задним числом оказывается прав?
Возможно, поэтому мудрецы-ахароним в эпоху после Шулхан аруха предпочли не замечать такую опасную ѓалаху и понадеяться на то, что она со временем «сама отвалится». Так и случилось. В современных синагогах гоев в Пурим не проклинают.