о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Еврейский портрет в польском интерьере

Очередная рецензия на очередную интересную книгу.

Речь Посполитая была не только самым крупным, но и самым многоконфессиональным государством Европы. Между религиозными группами не существовало четких социальных или территориальных границ: в отличие от Испании, откуда все некатолики были изгнаны к концу XVI века, или Италии, где они были отделены от католиков, в Польше представители различных конфессий нередко жили бок о бок.

Европа XVI — XVIII вв. еще не знала идеи мультикультурализма. В разнообразии мнений прелаты видели угрозу вечному спасению их паствы. Польская католическая церковь ощущала себя осажденной крепостью в кольце врагов, вынужденной ежедневно сражаться за выживание...

Польское католичество избрало двойную тактику, одновременно обороняясь и нападая. С одной стороны, церковь старалась оградить паству от внешних влияний: запрещала протестантские книги и публичные богослужения, требовала выселить евреев из польских городов, запрещала евреям нанимать слуг-христиан, не позволяла католикам вступать в брак с некатоликами и т.д. С другой стороны, в XVII — XVIII вв. пришлось несладко всем некатолическим конфессиям...

Hесмотря на то, что книга Тэтэр посвящена в первую очередь польским проблемам, тот, кто возьмет ее «ради евреев», не пожалеет: на первых же страницах читатель обнаруживает многочисленные зарисовки из тогдашней еврейской жизни. Польское еврейство нередко представляют забитым меньшинством, зажатым между двумя юдофобами, паном (парицем) и казаком. Другой не менее популярный миф гласит, что жизнь польского еврейства, обладавшего судебной и религиозной автономией, полностью регулировалась буквой еврейского Закона. Факты, собранные в книге Тэтэр по материалам польских судебных архивов, существенно корректируют эту картину...

Согласно учению церкви, евреи не могли властвовать над христианами. Однако польские магнаты, невзирая на каноны, повсеместно сдавали свои имения в аренду евреям, наделяя последних огромными полномочиями, вплоть до права пороть или даже казнить местных крестьян (таким правом, к примеру, пользовался Мойша Рабинович, в середине XVII века арендовавший поместье минского воеводы Ковельского). В православных землях паны-католики нередко отдавали евреям даже ключи от местной православной церкви, так что мужики, не заплатив арендатору, не могли окрестить ребенка, обвенчаться или похоронить умершего.

В XX веке немало религиозных евреев столкнулось с тем, что невозможно найти работу, позволяющую соблюдать Шабат. Однако в XVI — XVIII вв. ситуация была прямо противоположной: христианские работники и слуги, нанятые евреями, не всегда имели возможность отдыхать в воскресенье и христианские праздники, которые для их хозяев были обычными рабочими днями. Конфликты на этой почве порой заканчивались трагически: к примеру, в 1646 году пинский еврей Давид Якубович до смерти избил своего работника Конрада Шештелевича, отказавшегося работать в воскресенье (а затем пинский городской суд отказался рассматривать жалобу на Якубовича, поскольку местные евреи имели «привелей» не судиться в судах низкой инстанции).

Большинство раввинов категорически запрещали евреям заходить в церковь, однако некоторых эти запреты не пугали: польские судебные протоколы того времени пестрят историями о евреях, задержанных за ограбление церкви или скупку краденых церковных ценностей. Самое громкое такое дело случилось в Бресте, где в 1718 году Вульф и Ицхак Вульфовичи вскрыли и ограбили фамильный склеп казначея Великого Княжества Литовского, расположенный в местной церкви. Преступление раскрыли, когда дочери Вульфовичей стали щеголять в украшениях, похищенных из могилы; еврейская община потребовала от грабителей вернуть украденное, однако те отказались и бежали...

Другой интересный пример еврейско-христианского партнерства имел место в Минске в 1711 году: городская еврейская община, занявшая у местных иезуитов крупную сумму, обязалась в уплату долга построить иезуитскую церковь, а когда некоторые евреи попытались избежать этой повинности, старейшины общины пожаловались на них в трибунал Великого Княжества Литовского (хотя Галаха запрещает еврею судиться с другим евреем в нееврейском суде).
Subscribe

  • С рабочего стола. Тайна простыни с дыркой

    Во первых строка должен сказать, что мне стыдно. О том, откуда, скорее всего, есть пошла легенда о дырке в простыне, проф. Шапиро написал еще 7…

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • С рабочего стола. Тайна простыни с дыркой

    Во первых строка должен сказать, что мне стыдно. О том, откуда, скорее всего, есть пошла легенда о дырке в простыне, проф. Шапиро написал еще 7…

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…