Вот, к примеру, одна из самых трагических историй книги Бытие - изнасилование Дины, дочери Якова и Леи:
И ВЫШЛА ДИНА, ДОЧЬ ЛЕИ, КОТОРУЮ ОНА РОДИЛА ЯАКОВУ, ПОСМОТРЕТЬ НА ДОЧЕРЕЙ ТОЙ СТРАНЫ. И УВИДЕЛ ЕЕ ШХЕМ, СЫН ХАМОРА-ХИВЕЯ, ВОЖДЯ ТОЙ СТРАНЫ, И ВЗЯЛ ЕЕ, И ЛЕГ С НЕЮ, И НАСИЛОВАЛ ЕЕ.
Кто виноват в случившемся? Человек, испорченый современной цивилизацией, скорее всего ответит на этот вопрос согласно УК. У будет, оказывается, в корне не пг'ав:
В произошедшем есть доля вины самой Дины, ибо для женщины предпочтительнее оставаться в доме, как это делала Сара.
Так что кайзер Вильгельм, оказывается, был еще большим либералом. Поскольку его знаменитая триада все-таки включала "Кирхе", т.е. хоть какое-то место, куда женщине можно выйти из дома.
Однако вернемся к истории с Диной. Как известно, ее братья Шимон и Леви отомстили за честь сестры, убив ее обидчика и перебив заодно прочих жителей города (почему они так поступили, отвергнув предложемнное решение в рамках тогдашнего правового поля - тема для отдельного разговора). Однако тут произошло непредвиденное: согласно легенде, Дина успела забеременеть от Хамора, и родила от него дочь Аснат.
Как в таких случаях поступали наши праведные и благочестивые предки? Ответ на этот вопрос мы находим в 38 главе "Пиркей де-Рабби Элиэзер", псевдоэпиграфе 9 века:
Что тогда сделал Яаков? Написал Святое Имя на золотой табличке, повесил ее на шею Аснат, и отослал ее прочь.
Напомним, что в данном случае Яков - безусловно положительный герой и пример для подражания. Т.е. по мнению анонимного автора 9 века, именно так и должен был поступить настоящий отец и глава семейства. Правда, в легенде все заканчивается хорошо - девочку спасает ангел. Однако в жизни, как известно, добрые ангелы встречаются крайне редко.
В общем, легко и приятно читать о патриархальных нравах в книжках. Поскольку жить в эту пору прекрасную...
P.S. Hе могу не процитировать пересказ процитированного мидраша в детской книжке "Мидраш расказывает":
На самом деле Аснат была не родной, а приемной дочерью Потифара. Ее настоящей матерью была Дина, дочь Яакова, родившая ее от насильника Шхема. Яаков привязал девочке на шею табличку с именами ее родителей и отдал ее на воспитание.
Впрочем, я хорошо понимаю почтенного рабби. Мидраши для него - не художественная литература, а "милицейский протокол" о том, что было "на самом деле". При таком подходе действительно не стоит пугать детей первоисточникам. А то ведь они такое могут подумать, что хоть святых выноси.