Мужская честь для дворянина во многом совпадала с кодексом воинской чести, о которой много написано классиками и не классиками. Есть прекрасный рассказ Куприна “Брегет”: заподозренный в результате нелепого стечения обстоятельств в краже офицер кончает с собой. Помимо воровства, несовместимыми с дворянской честью считались ложь, публичное унижение, трусость. Что касается женской чести, то она понималась как целомудрие. Считалось, что все девушки невинны до брака, а замужние дамы верны своим мужьям. Понятно, что в жизни бывало всякое, но публично усомниться в целомудрии девушки или верности замужней дамы означало нанести смертельное оскорбление, за которым следовала дуэль.
Не буду сейчас обсуждать, насколько эта картинка соответствовала действительности (насколько я знаю - мягко говоря, не совсем). Интересно другое - почтенные граждане умудрились забыть, что всер эти замечательные правила и понятия распространялись - исключительно на своих.
Дворянин за неосторожное слово мог вызвать на дуэль. Зато купца или ямщика тот же благородие мог запросто назвать скотиной. А солдату и лакею - так и просто двинуть в зубы. Честь дворянских женщин берегли (хотя и тут были разные вариации). Зато каких-нибудь крепостных крестьянок - просто трахали вплоть до права первой ночи. Иногда, правда, барин мог усыновить кого-нибудь из бастардов. Но чаще, подобно Пушкину, просто увеличивали количество подчиненных "душ".
Так что очень забавно читать подобные ностальгирования. Поскольку их авторы почему-то твердо уверены, что при "старом режиме" оказалиось бы на балу, а не в людской. Среди тех, кто порол на конюшни, а не среди тех, кого пороли.
Пы.Сы. Вдвойне забавно, когда подобным грезам предается презренный еврей.
Пы. Пы. Сы. В кавказских обычаях, обсуждаемых в том же треде, не копенгаген. Но подозреваю, что и там - тот же эксклюзивный клуб. По крайней мере, в отношении женщин это именно так: чужие считаются "законной добычей", при этом женятся только на своих, и не дай Бог, если она не девственница.