24-го декабря по христианскому календарю (нитл), начиная с захода солнца и до полуночи не учат Тору. Смысл этого обычая, по объяснению Любавического реббе, рабби Шалома Дов-Бера, заключается в том, чтобы «не придавать сил скверне».
Hитл возник задолго до рабби Дов-Бера. По словам профессора Шпербера, еврейские и христианские источники упоминают о подобном отношении евреев к рождественской ночи начиная с XVI века. Существуют различные варианты поведения во время нитл. Чаще всего, вместе изучения Торы в это время играют в шахматы или шашки. Кроме этого, тот же Шпербер упоминает и другие еврейские практики, связанные с нитлом: например, говорить гадости об Иисусе и его матери во время праздничного звона колоколов...
Cлова «уговаривал евреев отойти от Торы» Ховкин подтверждает ссылкой на Сангедрин, а не на евангельские тексты. Ведь согласно свидетельствам евангелистов, Иисус не только не призывал евреев оставить Тору, но даже требовал исполнять заповеди согласно «учению фарисеев», то есть в соответствии с Устной Традицией:
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все… На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте(Мт 5:17-18, 23:2-3)..
Однако допустим, что Талмуд действительно говорит о том же человеке, что и Евангелие, и сообщает о нем более достоверные сведения. Однако подобная, однозначно негативная, точка зрения на Иисуса/Ешу не является единственной в еврейской традиции. Приведем два авторитетнейших высказывания – сефарда р. Моше бен Маймона (XII век) и ашкеназа р. Якова Эмдена (XVIII век)...