Почему я остановился именно на этом эпизоде? А вот почему - в том же 1738 году аналогичный случай имел место в Петерберге, где были сожжены перешедший в иудаизм офицер Возницын и "совративший" его еврейский купец Борох Лейбов. И многие еврейские авторы видят в этой казни проявление воинствующей юдофобии. Однако как свидетельствует "татищевский" случай, "нэ так все било"(c) - видимо, соответствующее наказание полагалось в России за совращение православных в любое иное исповедание. Tак что "юдофобия" царствующей особы тут решительно нерелевантнa.
В свое время нечто похожее случилось у меня с историей о другом мучеником за веру, графом Авраамом Потоцким - поскольку, как убедительно продемонстрировал проф. Беднов, польские законы того времени предусматривали смертную казнь за переход из католичества в любую другую веру.
В общем, в очередной раз убеждаешься в банальной истине: невозможно понять еврейскую (как, впрочем, и любую другую) историю, если рассматривать ее вне контекста. Иначе, как говаривала одна знакомая, неприменно сядешь в гразь лицом.
А что до "антисемитизма", то в еврейской истории его и без подобных натяжек, увы, хватало.
P.S. И еще о евреях и Анне Иоановне. Не знаю, была она "юдофобкой" или нет. Hо вот у ее фаворита Бирона таки был придворный еврей, некто Исаак Липман. Интересно, использовал ли этот факт кто-нибудь из обличителей "бироновщины"? Если нет, то очень, очень странно.
P.P.S. Все-таки не могу не процитировать фантастически документ, приведенный в книге:
Между Андреем Дионисьевичем <главой старообрядцев Выговской пустыми>, и Федором Калиньтьевичем, настоятелем ярославских стран, и от страны же Польская почтеннейшим настоятелем Егнатием Трофимовичем учинен вечный мир в лето 1727 августа 5 дня...
В общем, иное измерение и параллельные вселенные - это не фантастика, а наши будни. Надо лишь немного в сторону отойти.