о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

О пользе знания контекста

Читаю сейчас книгу ЖЗЛ-овскую книжку Игоря Курукина "Бирон". Книга эта, впрочем, не сколько о Бироне, сколько вообще о его эпохи. Написана она живо, интересных фактов в ней много, посему искренне рекомендую ее всем, интересующимся предметом. Здесь же остановлюсь на одном частном моменте - на стр. 225 мы читаем следущее:Автор первой научной истории России в. Татищев в марте 1738 года приказал башкира Тонгильды Жулякова "на страх другим при собрании всех крещеных татар сжечь за совращение в магометанство".

Почему я остановился именно на этом эпизоде? А вот почему - в том же 1738 году аналогичный случай имел место в Петерберге, где были сожжены перешедший в иудаизм офицер Возницын и "совративший" его еврейский купец Борох Лейбов. И многие еврейские авторы видят в этой казни проявление воинствующей юдофобии. Однако как свидетельствует "татищевский" случай, "нэ так все било"(c) - видимо, соответствующее наказание полагалось в России за совращение православных в любое иное исповедание. Tак что "юдофобия" царствующей особы тут решительно нерелевантнa.

В свое время нечто похожее случилось у меня с историей о другом мучеником за веру, графом Авраамом Потоцким - поскольку, как убедительно продемонстрировал проф. Беднов, польские законы того времени предусматривали смертную казнь за переход из католичества в любую другую веру.

В общем, в очередной раз убеждаешься в банальной истине: невозможно понять еврейскую (как, впрочем, и любую другую) историю, если рассматривать ее вне контекста. Иначе, как говаривала одна знакомая, неприменно сядешь в гразь лицом.
А что до "антисемитизма", то в еврейской истории его и без подобных натяжек, увы, хватало.

P.S. И еще о евреях и Анне Иоановне. Не знаю, была она "юдофобкой" или нет. Hо вот у ее фаворита Бирона таки был придворный еврей, некто Исаак Липман. Интересно, использовал ли этот факт кто-нибудь из обличителей "бироновщины"? Если нет, то очень, очень странно.

P.P.S. Все-таки не могу не процитировать фантастически документ, приведенный в книге:

Между Андреем Дионисьевичем <главой старообрядцев Выговской пустыми>, и Федором Калиньтьевичем, настоятелем ярославских стран, и от страны же Польская почтеннейшим настоятелем Егнатием Трофимовичем учинен вечный мир в лето 1727 августа 5 дня...

В общем, иное измерение и параллельные вселенные - это не фантастика, а наши будни. Надо лишь немного в сторону отойти.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments