о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Current reading. Больше Амалеков хороших и разных

По следам одной дискуссии читаю сейчас книгу проф. Горовица "Reckless Rites". Сия монография познавательна в самых разных отношениях, причем до самого интересного я, возможно, еще не дочитал. Посему ограничусь пока одной темой - образом Амалека в еврейском и христианском дискурсе.

Амалекитяне, если кто забыл первоисточник, были первым племенем, с которым y евреев произошел военный конфликт, за что на них весьма осерчало высокое Начальство.

И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме...И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу... что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной... итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной.

Реальное племя амалекитян сошло на нет еще в библейские времена, во многом усилиями первого еврейского царя Саула (хотя, вопреки распространенному заблуждению, полностью он амалекитян не уничтожил). Однако из песни, а тем более из Библии слово не выбросишь. Так что с течением времени термин "амалек" превратился в погоняло, которым "народы Книги" стали называть тех или иных неприятных им личностей, с которыми им очень хотелось посчитаться, причем желательно с божьей помощью. А поскольку у разных народов и в разное время неприятности были весьма разные, то амалеков за последние 2 тысячи лет развелось, как собак необрезаных.

Византийцы, весьма страдавшие от своих мусульманских соседей, в какой-то момент назначили их потомками Амалека. С этой идеей охотно согласился знаменитый папа Урбан, который в своей знаменитой речи в Клермоне призвал будущих крестоносцев "идти вперед, войной на Амалека".

В конце 17 века протестанским колонистам весьма досаждали местные индейцы, не желавшие креститься и к тому же переодически нападавших на непрошеных гостей. В следствии этого местными пасторами были проведены необходимые изыскаяния, и, естественно, злобные краснорокожие были изоблечены как "амалекитяне".

Что касается евреев, то тут, как нетрудно догадаться, Амалеком объявлялся практически любой враг народа Израиля. Сразу после войны это звание безоговорочно принадлежало Гитлеру и немцам, однако довольно быстро у них появились "соплеменники": Гамаль Абдель Насер, Арафат и даже "советские коммунисты".

Впрочем, евреи не были бы евреями, если бы не использовали столь полезный термин для внутренних разборок. Так что знаменитый Хафец Хаим объявил "амалеком" еврейских большевиков, а его коллега Эльханан Вассерман - всех евреев, "сбросивших иго Торы", как в Израиле, так и в диаспоре. Круче же всех, как водится, оказались евреи Венгрии: тамошний раввин Хаим Спира из Мункача записал в амалекитяне не только сионистов, но даже членов ультра-ортодоксальной партии "Aгудат Исраэль".

Однако самого экзотичного Амалека обнаружил ранне-средневековый автор "Иосипона". По его мнению, потомками амалека являются...армяне!!!

Чем насолили армяне еврейскому автору, жившему в византийской Италии, не знает никто. Однако версия эта прижилась. Так, Овадия Бартанура, в ХV в. переехавший из Умбрии в Иeрусалим, писал, что в городе живут "латиняне, греки, яковиты, амалекитяне и абиссинцы". Аналогиным образам назвал армян еврейский путешественник, побывавший в Иерусалиме в XVII в. Eвропейские путешественники, бывшие на Ближнем Востоке в XIХ в., в один голос утвержадали, что тамошние евреи недолюбливают армян, считая их потомками Амалека и соплеменниками Амана. Аналогичную информацию сообщают и о евреях Грузии и Галиции.Относительно последней так же сообщают, что тамошние армяне, ведущие дела с евреями, каждый Пурим якобы оплакивают Амана и зажигают свечи в его память (по мнению Горовица, если этот факт действительно имел место, то армяне поступали так "по заказу" местных евреев, подобно тем неевреям, которых во многих местах приглашали на ролз Амана в пуримшпилях).

Вроде бы никаких особых гадостей армяне евреям никогда не делали, особенно в перспективе еврейской истории. Так что за что им выпала такая "честь" - тайна, покрытая мраком. Впрочем, насколько я знаюм никаких неприятностей у армян из-за сомнительной "родословной" не было.

Придумать к этому тексту мораль или резюме у меня не получилось. Поэтому в заключении - этнографиеское наблюдение Роберта Керзона, много путешествовавшего по Ближнему Востоку в позапрошлом веке:

Чтобы обмануть одного франка, нужно 4 турка.
2 франка - чтобы обмануть 1 грека.
2 грека - чтобы обмануть 1 еврея.
6 евреев - чтобы обмануть 1 армянина
.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments