о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Разнообразие религиозного опыта

Собирая материалы для своего завтрашнего семинара, обнаружил дивный по красоте текст - Дорога в Любавич многоуважаемого Эзры Ховкина. А в нем - полностью соответствующий теме семинара рассказ о праведном Иосифе и неправедном Соломоне.
В рассказе этом много букаф и прочего словоблудия красноречия, посему изложу его в своими словами, разумеется, с цитатами.

Соломон в юности был человеком праведным и благочестивым, однако затем сбился с прямого пути. И даже, terrible dictu, женился на "неправильной" женщине:

Шломо-Лейб стал Соломоном и перестал соблюдать даже то, что еще соблюдал по привычке.Днем люди считают деньги, а ночью – удачи и неудачи. Соломон Гамецкий должен был признать, что так и не нашел ту дверь, за которой много света. Конечно, он был богат, знался с важными господами. Нееврейка согласись выйти за него замуж и родила ему дочку. Он был сам себе господин, мог сесть в карету и поехать куда захочешь, даже в субботу...

И кто знать, как бы закончил Соломон своюжизнь, если бы в придорожной корчме он не встретил праведного еврея реб Йосефа. Встреча эта, как полагается, перевернула жизнь Соломона.

Он вспомнил, что его зовут Шломо-Лейб...Потом всплыла в памяти история, как возник однажды галахический вопрос, который раввин города не мог решить, и все ученые люди тоже. Тогда они отправились к его отцу, которого звали реб Цви-столяр...Он решил вернуться назад к тому, что ставил. Он вспомнил прежнюю жену и детей, которые так мешали ему когда-то сосредоточиться на важных мыслях. Теперь он очень захотел их увидеть. Шломо-Лейб стал шагать взад-вперед по комнате. Сердце его стучало как молоток.

Потрясение оказалось столь сильным, что Соломон, не сходя с места, тяжело заболел. Узнав об этом, его хозяин-граф немедленно послал к нему своего личного доктора, который

получил приказ ехать за больным и если здоровье позволит, немедленно привезти его домой. И еще: ни в коем случае не говорить больному об ужасном несчастье. Несколько дней назад его новая жена с Ребенком отправились кататься по реке, лодка перевернулась, и они утонули</a>.

Через некоторое время больному немного полегчало, и тогда

доктор подумал, что ложь во спасение – это благо, и, чтобы поднять дух больного, сказал, что завтра или послезавтра его супруга должна сюда приехать. После этих слов больной потерял сознание, и опять началась горячка. Было видно, что он борется со смертью.

Врач делал все возможное, дабы спасти больного, однако в какой-то момент вынужден был признать, что его искуство здесь бессильно. И тогда праведный реб Йосеф решил вмешаться и использовать свои средства:

– Делай как знаешь, – сказал врач. – Пульс еле слышен, вот-вот его душа покинет тело.
Получив разрешение, реб Йосеф пошел к больному. Он немного обманул врача, потому что не стал ждать, пока Шломо-Лейб очнется. Вместо этого реб Йосеф склонился к его бледному, без кровинки лицу и прошептал, что по воле Неба его новой жены нет в живых, и никто теперь не помешает ему соединиться с прежней семьей.
Похоже, реб Йосеф верно угадал причину горячки. Шломо-Лейб оставался без сознания, но румянец показался на его лице. Реб Йосеф повторил свои слова второй раз и третий. Кто знает, что еще шептал он своему новому знакомому, пока тот, наконец, не открыл глаза. Йосеф еще раз сказал ему про несчастный случай. И добавил:
– Coлнце еще не зашло, так что ты можешь наложить тфилин...


После этого, как и полагается в подобной литературе", больной полностью выздоровел не только телесно, но и душевно. И дальнейшуюжизнь прожил как честный пионэр праведный хасид.

Ну а теперь - самое главное: какие выводы можно сделать "из этой правдивой истории":

1. Для того, чтобы еврей стал соблюдать обряды своей религии, "доброму еврейскому богу"(с) убить двух человек, в том числе ребенка - плевое дело, разумеется, если это "неправильные" люди. Главное - чтобы тфилин был наложен до захода солнца.

2. Для настоящего индейца праведного и благочестивого человека, сообщение о гибели близких ему людей - разумеется, если это "неправильные" люди - может ( и должно?) служить облегчением.

Кстати, забыл сказать, тема моего семинара - "Неевреи в современном иудейском дискурсе".

Пы. Сы. В том виде, в каком эту историю расказал многоуважаемый реб Ховкин, она является совершенно невозможной. Поэтому она представляет интерес исключительно в качестве иллюстрации того, какие интересные мысли бродят в отдельно взятых благочестивых головах.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments