о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

О форме и содержании

Ссылка на подборку хабадский песенок, которую я дал в чьем-то журнале, неожиданно породила несколько диалогов с одним почтенным юзером ( Раз, два).

По мотивам этих разговоров решил сформулировать свои мысли по теме отдельным постингом.

1. Для начала - небольшой мемуарий из школьной жизни. В 9-м, кажется, классе писали мы сочинение по "Что делать". Времена были уже перестроечные, поэтому большинство ругалo Чернышевского кто во что горазд. Однако, как впоследствии выяснилось, остальные занялись преимущественно идеологической частью романа, я же пошел другим путем, и написал примерно следущее: идеи Чернышевского могут быть правильными или неправильными, но поскольку Чернышевский написал не памфлет, а роман, то и обсуждать следует не их, а художественные достоинства - которых, ИМХО, у "Что делать" нет. А идеи мы будем обсуждать на уроке истории.

Учительница, кстати, этот ход оценила. Так что я оказался единственным, кто за свою "антисоветчину" получил хорошую оценку.

Именно так, ИМХО, следует оценивать и произведения религиозного искуства. Т.е. мне не слишком интересно, сколь искреннеми и чистыми были чувства автора - в тот момент, когда он воплотил их в "поэзию, типа стихи", картину или музыку, его творчество следует судить по законам жанра.
А искренность и вера пусть зачтуться ему на Страшном суде.

2. Разумеется, даже самое бездарное исполнение и самые бездарные исполнители не могут опорочить идею. Однако если некоторые идеи - например, некоторые современные формы еврейской или православной религиозности, или "секретарская" соцреалистическая литература - привлекают исключительно графоманов и бездарей, то тут, ИМХО, надо что-то и в консерватории поменять. Потому как если на субстанци летят мухи, то это может быть и варенье, а вот если только мухи...

3. Отдельная тема - незамысловатые песни кантонистов и прочие (просто)народное творчество. ИМХО, подобнопе творчество - почти всегда весьма примитивно по форме и содержанию. Поэтому судить его по меркам "высокого искуства" - все равно, что возмущаться, что глыба мрамора не является статуей, а 5-летний ребенок не смог нарисовать "Джоконду" или даже "Черный квадрат".
Pазумеется, это вдвойне верно для творчества людей, выучивших русский у фельдфебеля.

4. Ну и последнее. Когда о том, что "эстетическое" вторично или даже вообще неважно, рассуждает русский, итальянец, немец или представитель любой иной нации с богатой художественной культурой, то тут можно соглашаться или не соглашаться, но по крайней мере есть о чем говорить. Однако когда подобные речи слышатся от представителя группы, чьи художественные достижения можно охарактеризовать лишь словами Жаботинского - учиться уму-разуму у Европы, у Америки, у Австралии, у Японии, у всех, потому что все их обогнали - , то тут волейчневолей приходит на ум немецкое aus der Not eine Tugend - возводить необходимость в добродетель. Или
Ивана Андреевича Крылов - "зелен виноград". Разумеется, nothing personal :)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments