о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Музыкальное: да здравствует царь Борис Федорович

После долгого перерыва опять решил написать о музыкальных впечатлениях. На этот раз - от просмотра старого советского фильма Борис Годунов.

Поскольку фильм 54 года, то постановка, естественно, совершенно традиционная: бояре, кресты, иконы, бороды...в общем, никаких красных новорусских пиджаков, летающих качелей и прочей херотени режиссерской фантазии, коей нас радуют некоторые современные постановки.

К сожалению, как и все тогдашние фильмы-оперы, "Бориса" тоже ставили силами моэлей. Ибо в той или иной степени оказались обрезана все(!) ключевые сцены., из-за чего все время возникало ощущение легкого облома, когда знакомый порядок действия раз за разом нарушался.

По какому принципу происходила усушка и утруска, толком понять, как всегда, нельзя. Однако пару мест, возможно, уконтропупили из идеологических соображений: из сцены в келье исчезло прославление монашества, а из "Достиг я высшей власти.." - упоминания о молитвах Бориса ("Молитвой теплой угодникам божьим..:)

Больше всего не повезло сцене у фонтана - от нее осталась дай бог четверть, причем иезуита Рангони вовсе похерили к лебедям. Видимо, чтобы компенсировать столь тотальный обрезанс, режиссеры добавили в сцену массовки. В результате при интимном объяснении Марины и Дмитрия присутствовали плешивый слесарь, почтальон с одной ногой, редкозубый хрыч профессор...

-Рангони с каким-то плешивым монахом и крестом
-Толпа полячек во главе с монашкой
-Толпа шляхтичей, без монашки, но с саблей
- Мнишек-отец, с орденом, стаканом и бородой.

Из голосов - больше всех понравились Валаам-Кривченя и Отрепьев-Нэлепп (ИМХО, лучший тенор тогдашнего большого, по непонятной причине известный куда меньше каких-нибудь Лемешева ли Козловского). Что же до заглавной партии - первую сцену Пирогов пел так, будто был совершенно не в голосе. Однако в дальнейших сценах был весьма хорош, а в "Достиг я высшей власти.." - просто замечателен. Остальные были тоже весьма неплохи, разве что Михайлов-Пимен звучал местами несколько глуховато.

Из режиссерских находок хочется отметить разделенную на две части сцену под Кромами, со смертью Бориса посредине. Плюс в сцене в келье Пимен описывает убийство Дмитрия в Угличе, чего нет практически ни в одной постановке (я, по крайней мере, видел только в одной, Тарковского).

Так что свое законное удовольствие я от фильма получил. И более того - могу порекомендовать его для первого знакомства с данной оперой. Ибо фильм в результате всех обрезаний оказался ровно той длины, когда можно в один присест просмотреть его целиком. А если слушать первый раз, не будет ощущения, что чего-то недодали. :)

P.S. Кстати, этот "Борис" будет в нашей коллекции пятым, если не шестым. Так что я вполне могу организовывать квалифицированный опрос на тему лучшей/любимой записи "Бориса", или же по поводу исплнителей тех или иных партий. Так что если кому есть, что на эту тему сказать - милости просим в комменты. :)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments