Поскольку фильм 54 года, то постановка, естественно, совершенно традиционная: бояре, кресты, иконы, бороды...в общем, никаких красных новорусских пиджаков, летающих качелей и прочей херотени режиссерской фантазии, коей нас радуют некоторые современные постановки.
К сожалению, как и все тогдашние фильмы-оперы, "Бориса" тоже ставили силами моэлей. Ибо в той или иной степени оказались обрезана все(!) ключевые сцены., из-за чего все время возникало ощущение легкого облома, когда знакомый порядок действия раз за разом нарушался.
По какому принципу происходила усушка и утруска, толком понять, как всегда, нельзя. Однако пару мест, возможно, уконтропупили из идеологических соображений: из сцены в келье исчезло прославление монашества, а из "Достиг я высшей власти.." - упоминания о молитвах Бориса ("Молитвой теплой угодникам божьим..:)
Больше всего не повезло сцене у фонтана - от нее осталась дай бог четверть, причем иезуита Рангони вовсе похерили к лебедям. Видимо, чтобы компенсировать столь тотальный обрезанс, режиссеры добавили в сцену массовки. В результате при интимном объяснении Марины и Дмитрия присутствовали
-Рангони с каким-то плешивым монахом и крестом
-Толпа полячек во главе с монашкой
-Толпа шляхтичей, без монашки, но с саблей
- Мнишек-отец, с орденом, стаканом и бородой.
Из голосов - больше всех понравились Валаам-Кривченя и Отрепьев-Нэлепп (ИМХО, лучший тенор тогдашнего большого, по непонятной причине известный куда меньше каких-нибудь Лемешева ли Козловского). Что же до заглавной партии - первую сцену Пирогов пел так, будто был совершенно не в голосе. Однако в дальнейших сценах был весьма хорош, а в "Достиг я высшей власти.." - просто замечателен. Остальные были тоже весьма неплохи, разве что Михайлов-Пимен звучал местами несколько глуховато.
Из режиссерских находок хочется отметить разделенную на две части сцену под Кромами, со смертью Бориса посредине. Плюс в сцене в келье Пимен описывает убийство Дмитрия в Угличе, чего нет практически ни в одной постановке (я, по крайней мере, видел только в одной, Тарковского).
Так что свое законное удовольствие я от фильма получил. И более того - могу порекомендовать его для первого знакомства с данной оперой. Ибо фильм в результате всех обрезаний оказался ровно той длины, когда можно в один присест просмотреть его целиком. А если слушать первый раз, не будет ощущения, что чего-то недодали. :)
P.S. Кстати, этот "Борис" будет в нашей коллекции пятым, если не шестым. Так что я вполне могу организовывать квалифицированный опрос на тему лучшей/любимой записи "Бориса", или же по поводу исплнителей тех или иных партий. Так что если кому есть, что на эту тему сказать - милости просим в комменты. :)