о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Прибалтийское-последнее. По еврейской Прибалтике

- Юде! Юде!
Я обернулся: здоровый жирный датчанин (потом мы с ним оказались на соседних сидениях автобуса, и он меня практически раздавил) радостно прыгал по автобусу и, шумно размахивая руками, восторженно объяснял жене и сыну, что вот это - настоящий живой юде. А вон та девушка и вовсе читает книжку на "идиш" (собственно, на иврите, but who cares).

Впрочем, датчанина понять можно - евреев в Прибалтике практически не осталось (что, впрочем, не помешало оставшимся, как водится, вдрызг разругать вплоть до регулярных массовых драк в виленской синагоге; впрочем, иудейские войны - отдельная тема). Произошло это при трагических обстоятельствах и, как известно, при активном участии добровольных помощников из местного населения. Данный факт, похоже, несколько смущает нынешнее самостийное начальство. В искренности этих чувств верится не очень, скорее вспоминается самойловская цитата: Мне-то насрать, сказал он, а перед иностранцами неудобно. Однако в результате имеет место хорошее и полезное дело - в Прибалтике всячески разыскивают, увековечивают и прославляют местных праведников народов мира. Прежде всего, естественно Жанису Липке. А в Риге даже поставили специальный памятник этим людям - на месте разрушенной синагоги.

Kроме того, уничтожение прибалтийского еврейства сильно споспешествует местному туризму - в Прибалтику толпами едут любители "считать кости в Холокосте". Местные турагентства, похоже, этот факт просекли. Поэтому в нескольких буклетах мы обнаружили следующую культурно-развлекательную программу:

- Домский собор - Крестовая галлерея - Холокост (sic!) - Мотомузей - Зоопарк -


Кстати, еще одна группа, активно проявляющая интерес к еврейским делам, - это туристы из Германии. К примеру, забравшись на колокольню в Лиепайе мы с интересом услышали, как местный гид на ломаном немецком рассказывает каким-то бюргерам про лиепайскую религиозную жизнь: "Тут есть католические церкви, правослваные, лютеранские, методисты, шметодисты (sic!)..."
И тут один из бюргеров спросил: "Скажите, а еврейская церковь (юдише кирхе) у вас есть?"...

В Вильнюсе мы видели памятник еврейскому ботинку. То есть, по замыслу скульптуров, это был Виленский гаон, но его создатель явно был модельером на "Красном скороходе".А недалеко от него был обнаружен трогательный памятник Цемаху Шабаду - детскому врачу, ставшему, по мнению вильнюсцев, прототипом Айболита)

В Таллине мы были представлены раввину всея Эстонии. Причем по его личному приглашению. Объясняя свой интерес к нашим скромным персонам, раввин, смущаясь, объяснил: "Понимаете, утром ко мне приходит жена и говорит: Я выглянула в окно и увидела двух евреев в кипах. Один из них - midbar, а кто второй? Так что пришлось мне выяснять..."

А в Риге нам довелось побывать в доме тамошнего хабадского посланника - он пригласил нас на киддуш, решили не обижать человека.
Узнав, что мы путешествуем по Прибалтике уже вторую неделю, граждане удивленно спросили: "А что в Прибалтике есть что делать две недели?"
kma_shunra уже было открыла рот поговорить о местной архитектуре, но тут я обмолвился, что мы недавно были в Таллинне. Услышав это, хозяева оживились и поинтересовались, что мы думаем о таллиннской синагоге, построенной буквально несколько месяцев назад.
Мы ответили, что синагога в Таллинне очень милая, однако, на наш взгляд, совершенно не гармонирует с городом. Так что их старая рижская синагога понравилась нам гораздо больше - своей аутентичностью.

Услышав это, хозяйка посмотрела на нас как на умалишенных: "Как же таллиннская синагога может быть хуже? Она же - новая".
После этого мы поняли, что разговор о рижском art nouveau будет совершенно неуместен. Тем более, что через минуту дама поведала, что "Рига красивее Таллинна потому, что в Риге улицы шире". А через три минуты мы выяснили, что она выросла в Кирьят-Малахи (одной из самых грязных и занюханных израильских дыр).

И дабы покончить с еврейскими впечатлениями хочу покаяться: будучи в Риге, аз, многогрешный, поступился принципами.
Ибо вместе с нами в тех же гостях оказалось будущее еврейского народа - праведный и благочестивый студент ешивы. За несколько лет пребывания в ешиве сей beatus vir иврита ниасилил потому что 22 буквы. Зато по-русски нечленораздельно мычал какой-то чудовищный бред, свидетельствоваший о явной альтернативной одаренности мычащего. Так что поддерживать с ним беседу сил у нас не было. И в результате я впервые в жизни добровольно перешел на иврит (и даже испытал при этом садо-мазохистское удовольствие).
Subscribe

  • Current reading. В синагогу с топором

    Не заходя под кат - какие мысли у вас возникнут, когда вы прочтете/услышате, что некто забрался ночью в ночью в синагогу, вооружившись топором?…

  • Current reading. Забытые воинские традиции

    Читаючи воспоминания Георгия Алексеевича Римского-Корсакова, обнаружил что этот, казалось бы, очень достойный человек (вольноопределяющийся…

  • Current reading: выбор веры

    Возобновляя традиции мини-свояка. Прочитав по наводке уважаемого mezeh'a производственный роман одного Нобелевского лаурета, выяснил,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Current reading. В синагогу с топором

    Не заходя под кат - какие мысли у вас возникнут, когда вы прочтете/услышате, что некто забрался ночью в ночью в синагогу, вооружившись топором?…

  • Current reading. Забытые воинские традиции

    Читаючи воспоминания Георгия Алексеевича Римского-Корсакова, обнаружил что этот, казалось бы, очень достойный человек (вольноопределяющийся…

  • Current reading: выбор веры

    Возобновляя традиции мини-свояка. Прочитав по наводке уважаемого mezeh'a производственный роман одного Нобелевского лаурета, выяснил,…