Последний опус в жанре недельного комментария:
Однако, если события, описанные в недельной главе «Итро», на самом деле происходили совсем в другое время, возникает вопрос: почему тогда Тора рассказывает об этом именно там, нарушив хронологическую последовательность событий? Ибн Эзра на этот вопрос отвечает так:
"Но если так, почему же этот отрывок приведен именно здесь? Потому что перед этим рассказывается о нападении на евреев Амалека. Поэтому Тора считает нужным противопоставить поступок Итро поступку Амалека".
По мнению Ибн Эзры, логика редактора заключалась в следующем: вскоре после выхода из Египта евреи подверглись беспричинному нападению со стороны амалекитян. С учетом того, что перед этим Тора рассказывала о притеснениях евреев в Египте, у читателя могло сложиться впечатление, что все неевреи – злобные антисемиты. И чтобы изменить эту ложную картину, сразу после описания войны с Амалеком в Торе появляется нееврей-праведник Итро.
Сходную идею мы находим в следующей талмудической сугие:
"Сказал р. Элиэзер: Народы мира не имеют удела в Мире Грядущем, как сказано: «Да обратятся нечестивые в ад, все народы, забывшие Бога» (Пс 9:18) – «нечестивые» суть грешники Израиля. Возразил ему р. Йошуа: Если бы стих заканчивался словами «все народы» – тогда твое толкование было бы правильным. Однако сказано далее: «забывшие Бога». Что это означает? Что ВСЕ праведники из числа неевреев удостоятся удела в Мире Грядущем»".
Рабби Элиэзер полагал, что «все народы» (т.е. неевреи), упомянутые в псалме, «забыли Бога», а потому после смерти всем им уготован ад. Однако рабби Иегошуа, чье мнение в подобных спорах обычно соответствует галахе, с ним не согласился. По его мнению, есть неевреи и неевреи. Те из них, кто действительно «забыл Бога», несомненно, попадут в ад. Однако те, кто ведет праведный образ жизни, имеют, подобно евреям, «удел в мире грядущем».