о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Curent reading: "На японской войне"

Недавно закончил читать вересаевские восспоминания о русско-японской войне, где тот служил военврачом.

Уже от первых строк, где автор описывал общественное настроение сразу после объявления войны, повеяло чем-то очень родным и знакомым:

В то время я жил в Москве. На масленице мне пришлось быть в Большом театре на "Риголетто". Перед увертюрою сверху и снизу раздались отдельные голоса, требовавшие гимна. Занавес взвился, хор на сцене спел гимн, раздалось "bis" -- спели во второй раз и в третий. Приступили к опере. Перед последним актом, когда все уже сидели на местах, вдруг с разных концов опять раздались одиночные голоса: "Гимн! Гимн!". Моментально взвился занавес. На сцене стоял полукругом хор в оперных костюмах, и снова казенные три раза он пропел гимн. Но странно было вот что: в последнем действии "Риголетто" хор, как известно, не участвует; почему же хористы не переоделись и не разошлись по домам? Как они могли предчувствовать рост патриотического одушевления публики, почему заблаговременно выстроились на сцене, где им в то время совсем не полагалось быть? Назавтра газеты писали: "В обществе замечается все больший подъем патриотических чувств; вчера во всех театрах публика дружно требовала исполнения гимна не только в начале спектакля, но и перед последним актом".
В манифестировавших на улицах толпах тоже наблюдалось что-то подозрительное. Толпы были немногочисленны, наполовину состояли из уличных ребят; в руководителях манифестаций узнавали переодетых околоточных и городовых. Настроение толпы было задирающее и грозно приглядывающееся; от прохожих требовали, чтоб они снимали шапки; кто этого не делал, того избивали. Когда толпа увеличивалась, происходили непредвиденные осложнения. В ресторане "Эрмитаж" толпа чуть не произвела полного разгрома... Генерал-губернатор выпустил воззвание. Благодаря жителей за выраженные ими чувства, он предлагал прекратить манифестации и мирно приступить к своим занятиям. Одновременно подобные же воззвания были выпущены начальниками других городов, -- и повсюду манифестации мгновенно прекратились. Было трогательно то примерное послушание, с каким население соразмеряло высоту своего душевного подъема с мановениями горячо любимого начальства...


Вообще же на протяжении всей книги возникало ощущение, что Вересаев пишет не о русско-японской, но о 1 Мировой войне.Настолько все напоминало мемуары писавших о ней Шульгина, Ан-ского и проч: неумение организовать нормальную работу тыла (прежде всего медицинской части); неготовность начальства и армии к современной войне, требующей технических знаний и общей грамотности; неспособность и (нередко) нежелание пресечь насилие в отношении местного населения (хотя, конечно, до масштабов покорения Галиции или деникинцев на той войне было далеко)...

Но самое главное, разумеется - описанное Вересаевым общее состояние армии, впервые в истории состоящей в основном из резервистов. Во-первых, подавляющее большинство солдат не проявило решительно никакой мотивации участвовать в войне, цели которой им были совершенно непонятны. Соответственно, в какой-то момент солдаты могли думать только о мире, причем на любых условиях - лишь бы домой. А во-вторых, в результате неудач и трудностей армия (безо всяких большевиков и агитаторов!) превратилась в плохоуправляемуй толпу вооруженных людей, не подчиняющуюся офицерам, предающуюся пьянству и насилию и в любой момент готовую взбунтоваться.

В общем, после русско-японской войны российские власти имели полную картину того, что произойдет с Россией, какими пооследствиями ей грозят военные авантюры с непонятными целями, требующие значительных усилий. Однако ни правительство, ни оппозиция этого урока усвоить не захотели, и в 1914 решили попробовать еще раз. Чем все это кончилось - общеизвестно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments