о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

"Жизнь за царя".Музыкальный лытдыбр с мемуарно-актуальными элементами

Под влиянием недавно пройденного теста (кстати, почтенные граждане все-еще проглаваются проходить сей тест и делиться результатами) решил написать о наших музыкально-коллекционных новостях. А именно - о Жизни за царя , которуюмы недавно купили и посмотрели.

"Жизнь за царя", сколь помнится, была одним из двух перестроечных проектов Большого. С учетом того, что вторым был скандально-порнографический "Золотой петушок" с ужасным пением и Градским-Звездочетом, к этой записи я относился более чем скептически и долго ее не покупал (плюс никого, кроме Нестеренко, я из состава не знал). И как выяснилось - таки был не прав.

Прежде всего, постановка оказалась более чем удачной. Во-первых, весьма динамичной и с дравом (все записи "Большого", которые мне довелось видеть до того, были очень и очень затянуты). А во-вторых - в хороших и современных "западных" декорациях (опять-таки, по контрасту с другими видеными записями). Хотя здесь не удалось избежать забавных моментов - например, в 3-м действии, когда Сусанину построили избу размером со всю сцену Большого. Или в четвертом, когда Сусанин крупным планом решительно рванул на груди расписную рубаху...на кнопках. Однако общему восприятиюэти мелочи не мешали.

Во-вторых - в отличии от совковогу "Сасанина", в тексте "Жизни за царя" таки имеется смысл. И поляки не гоняются по лесам за невразумительным мясником, и решение Сусанина дать-таки согласие на свадьбу становится осмысленным. Кроме того, в оперу вернулась главная ария тенора, которую при Софье Власьевне оттуда выкинули (почему? а Бог его знает - это едва ли не единственный кусок в опере, начисто лишенный монархизма).

В третьих, собственно пение. Во-первых, неизвестные мне Ломоносов и Мещерская оказались весьма достойны. Но самое главное - Нестеренко. Я слава, Богу, немало его слышал и в русских, и в западных операх. Но такого!!! Человек пел как будто в последний раз, демонстрируя все, на что способен, а иногда, кажется - даже немного больше (особенно в знаменитой сцене "Ты приди, моя заря"). В общем, не помню, когда я последний раз получал такое удовольствие от басовой партии.

И, наконец, последнее. Каким-то образом постановка отразила ту замечательную перестроечную атмосферу, когда многим казалось, что идиотский советский "Сусанин" наконец-то закончился, и вот-вот начнется новая "Жизнь за царя", нормальная, свободная и интересная - и когда почти никто не думал, какой будет цена за эту "новую жизнь", чем за нее придется заплатить, и что в конечном итоге получится.

И еще об атмосфере того времени. По крайней мере в Москве большинство вполне искренне поддерживало борьбу балтийских стран за независимость. Правда, достоверная информация о словесной акробатике тамошних националистов переодически появлялось даже в "демократической" печати. Однако "все" надеялись, что это все детская болезнь, и что новые балтийские государства будут в первую очередь демократическими, и только потом национальными.
В 91 поездка ЕБН в Таллин с очень большой вероятностью предотвратила повторение там вилнюсско-рижского сценария. Россия же, сколь помнится, одной из первых признала независимость Прибалтики. Hынешний же(двустороннего) идиотизма вокруг памятника мог тогда представиться разве что в страшном сне.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments