Политический опыт Иудейской войны, во времена которой геры в первом и втором поколении изменяли Торе и даже доносили римским властям на евреев, также повлиял на формирование отрицательного отношения к герам. Иосиф Флавий рассказывает о герах-греках, которые не устояли в своем новом положении и отвернулись от еврейства[16].
Сcылка нумер 16, указанная в тексте, отсылает нас к сочинению Иосифа Флавия "Против Апиона" 2:39.
Будучи человеком по природе любопытным, я решил проверить, что же точно написал Флавий. И обнаружил следущее:
39. (280) Мы засвидетельствовали перед всеми остальными народами преимущества наших законов, которые неизменно приобретают себе все новых сторонников из их числа. Эллинские философы были первыми, кто осознал саму необходимость бережного отношения к древним обычаям. Они стали придерживаться этого в своих делах и учении, имея похожие понятия о Боге, уча простоте жизни и добрым отношениям между людьми. И даже не только они, но и простой народ издавна стремился подражать нашему благочестию, и нет ни эллинского, ни варварского города, и ни единого народа, у которого не было бы обычая почитать седьмицу[203], когда мы отдыхаем от трудов, и не соблюдались бы посты[204], обычаи зажигания свечей[205], а также многочисленные из бытующих у нас предписаний относительно пищи. Они стараются подражать также и нашему взаимному согласию и благотворительности, трудолюбию при всяком деле и нашей непоколебимой верности законам во всяком несчастии[206]. Но более всего удивительно то, что закон имеет силу сам по себе, не увлекая никакими прелестями и наслаждениями. Подобно тому, как Бог повсюду присутствует в мире, так и закон повсеместно проник ко всем людям. Никто, взглянув на свое собственное отечество и свой родной дом, не станет отрицать сказанного мною. Следовало бы в таком случае обвинить все народы в сознательной испорченности, раз они захотели последовать самым скверным чужим вместо своих собственных прекрасных обычаев, — или уж в таком случае покончить с обвинениями и клеветой в нашу сторону. Ибо мы не имеем в виду ничего дурного, когда почитаем нашего законодателя и верим тому, что было сказано им о Боге. Ведь даже если бы мы сами не осознавали преимущества наших законов, нас бы все же убедило быть о них высокого мнения уже само бесчисленное множество тех, кто стремится им подражать.
Иными словами, ничего, подобного сказанного в процитированном кошерном тексте, по указанному адресу у Флавия нет!!! Более того, в этом абзаце он вообще не говорит о прозелитах, но исключительно не неевреях, перенявших те или иные еврейские обычаи!
К даме, опубликовавшей сей опус, у меня больших претензий нет - злоумышленная привычка проверять источники есть далеко не у всех, и приобретается она далеко не сразу. Однако какого черта подобные перлы оказываются в тексте, который для многих русскоязычных граждан является едва ли не основным источником информации по соответствующему вопросу...?!
Пы.Сы. Что особенно интересно, проф. Урбах, именем которого подписана статья - ученый очень серьезный и порядочный. Как он мог допустить такой ляп - совершенно непонятно.
Update: Благочестие наносит ответный удар
Еще раз повторю, я небольшой знаток Флавия. Но даже моих скромных познаний хватает для того, чтобы понять - в приведенном в качестве "доказательства", о каких-либо прозелитах НЕ СКАЗАНО НИ СЛОВА!!!
Нет, я, конечно, В общем, в очередной раз убеждаешься, что возвращение к национальным и религиозпонимаю, что из стиха Иаков же вышел из Беер-Шевы и пошел в Харран мы учим, что Тора заповедует человеку ходить с покрытой головой. Но чтобы до такой степени?!