о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

О преподавании религиозных дисциплин в школе

Очень разумная статья дьякона Кураева (который, разумеется, тот еще с.с., но как человек умный, переодически говорит правильные вещи).
Написано с точки зрения православия, но, как показывает мой опыт - с поправками на специфику контекста актуально и для других религиозных традиций.

Возможен аналитико-культурологический рассказ о православии? Да! Труды и имена Алексея Лосева, Михаила Бахтина, Сергея Аверинцева, Юрия Лотмана, Арона Гуревича, Александра Панченко, Бориса Успенского говорят о том, что такая научная школа и методология уже существуют.... Обратную очевидность дает ответ на второй вопрос. Знают ли нынешние педагоги, призванные на преподавание ОПК, имена классиков своей науки? Держали ли они в руках эти книги? Хуже того – знают ли эти книги те священники, что на епархиальных курсах переподготовки натаскивали этих мобилизованных "культурологов"?

Научиться говорить о своей вере с отстраненно-культурологических позиций важно для самой Церкви. В разнообразном и светском мире надо уметь объясняться с людьми. Не проповедовать, не обличать, не доказывать, а просто объяснять. Доказать и объяснить – две разные интеллектуальные процедуры. Доказать – значит передать мои глаза, понудить к согласию с моей точкой зрения. Объяснить – значит просто снять с себя клеймо идиота: да, мой мир другой, нежели ваш, но у него есть своя логика. При этом объясняющий сам учится смотреть на себя со стороны. И в итоге понимает неочевидность, а, значит, и логическую необязательность всех своих убеждений. А потому и сам проходит школу неосуждения инакомыслящего.Без этого осознания своей собственной "факультативности" Церковь ждет печальная роль старой брошенной любовницы, вечно комплексующей и скандалящей из-за осознания своей невлиятельности.

В школе и в университете умеют рассказывать о внутренней логике мира Достоевского, а затем – о той логике, что определяла творчество Льва Толстого, и вслед за этим – о вселенной символов Маяковского. Требуют одно: "Пойми!". Но не требуют: "Согласись!". Но так же можно говорить и о православной культуре – о целостном мировоззрении, характерном не для одного гения, а для целой семьи народов.
Subscribe

  • Фигаро и классовая борьба

    Если ничего не произойдет, в декабре в городе-герое Ашдоде покажут "Севильского цирюльника. Дело, конечно xoрошее, но, в общем, заурядное. Если…

  • Трудовыебудни. Как советские евреи в гетто жили

    Некоторое время назад связались со мной с одного российского ресурса, попросили дать комментарий. Некоторое время заняло понять, что стало…

  • Новосто дивного нового мира

    Старожилы еще помнят, что, когда на излете советской власти в СССР ставили "Тевье-молочника", заглавную роль исполняли Ульянов и Леонов, и никого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Фигаро и классовая борьба

    Если ничего не произойдет, в декабре в городе-герое Ашдоде покажут "Севильского цирюльника. Дело, конечно xoрошее, но, в общем, заурядное. Если…

  • Трудовыебудни. Как советские евреи в гетто жили

    Некоторое время назад связались со мной с одного российского ресурса, попросили дать комментарий. Некоторое время заняло понять, что стало…

  • Новосто дивного нового мира

    Старожилы еще помнят, что, когда на излете советской власти в СССР ставили "Тевье-молочника", заглавную роль исполняли Ульянов и Леонов, и никого…