Исследование содержит множество полезной информации. В частности, религиозный конфликт среди германского еврейства едва ли не впервые анализируется в контексте внутрееврейской и общегерманской политической борьбы (еврейские интеллектуалы, близкие к реформе, против денежной аристократии - в результате чего большинство еврейских банкиров, во главе с Ротшильдами, оказались в лагее ортодоксов; до революции 1848 года германские власти в целом симпатизировали реформистам, после ее подавления - стали поддерживать ортодоксов, продемонстрировавших, в отличии от либералов-реформистов, лояльность престолу). Среди прочего, приводится подробный анализ респонса р. Зелигмана Бамбергера, крупнейшего галахического авторитета Германии, категорически не поддержавшего ортодоксальных раскольников и лично Гирша (которого он при этом разве что не оскорбил лично).
Но самое интересное в книге - небольшие кусочки информации о том, как жила тогдашняя германская ортодоксия, и каким представлялся ей "настоящий" иудаизм. Вот, к примеру, сообщение о торжественном открытии франкфуртской ортодоксальной синагоги, независимой от реформистов:
"In addition to both mayors, the vast majority of Senate participates in the celebration, as well as representatives of both Christian confessions" (p. 140).
Или вот - сообщение о переговорах франкфуртской ортодоксии с лидером берлинских ортодоксов р.Михаэлем Захом (которого франкфуртские традиционалисты хотели переманить к себе. Во время пребывания Заха во Франкфурте лидер местных ортодоксов, барон Ротшильд, наряду с квартирой, столом и прислугой предоставил р. Заху возможность...пользоваться своей ложей во время посещения театра(стр. 110)!!! О том, что рабби не воспользовался этим предложением, информации в книге нет. :)
И наконец - самое интересное: отрывки из устава гарнизонной и караульной службы независимой ортодоксальной синагоги Франкфурта (стр. 140-141) (для того, чтобы осознать всю революционность этого документа, надо хоть раз побывать в обычной ортодоксальной синагоге):
- Все субботние и праздничные и почти все будничные богослужения должен вести профессиональный кантор (по субботам и праздникам - с хором). И вообще "рrayers as well as all as of the service must be received with dignity and propriety".
- Запрещается молиться вслух или повторять за чтецом во время чтения Торы
- Запрещается снимать или переодевать обувь прямо в синагоге, но только в цпециальной комнате.
- И, наконец, самое "страшное": дети до 5 лет в синагогу не допускаются!
В общем, начинаешь понимать, почему современные ортодоксальные деятели типа Пантелята даже не упоминают об опыте германской ортодоксии (кстати говоря, весьма успешном, поскольку ей удалось не только не допустить полного триумфа реформы, но даже во многом заставить реформистов перейти к обороне). Слишком уж непохож этот опыт на те модели, которые они видят в прошлом, дабы на их основании строить "единственно верное" кошерное настоящее и будущее.