Для начала - немного матчасти. Согласно Талмуду, молоко, надоенное неевреем, является кошерным только в том случае, если еврей наблюдал за дойкой. Причина - опасение мудрецов, что нееврей зачем-либо подмешает в кошерное молоко некошерное (ослиное, верблюжье, кобылье...).
В пост-талмудической литературе обсуждается вопрос, как поступать, если нам доподлинно известно, что подобных действий не стороны нееврея опасаться не надо. Часть раввинов (Ридбаз, "При Хадаш") пришла к выводу, что в этом случае запрета на нееврейское молоко нет, и его можно использовать без ограничений. Однако другие раввины полагали, что запрет на "нееврейское молоко"(халав акум) остается в силе независимо от изменившихся условий. поэтому в некоторых еврейских общинах до сего дня используют только молоко, надоенное евреем или в присутствии еврея (халав Исраэль).
Впрочем, даже сторонники второго подхода признают, что времена изменились, поэтому кое в чем можно ослабить бдительность. В частности, р. Моше Иссерлес (Рама) постановил, что если нееврейский работник подоил коров хозяина-еврея, то молоко считается ëврейским", даже если за дойкой ни один еврей не наблюдал.
А теперь - собственно, история. Некоторое время назад раввину Э., одному из крупнейших галахических авторитетов нашего времени, пришло в голову, что упомянутое постановление р. Иссерлеса касается только религиозных евреев. Поэтому если владелец коровника нерелигиозен, то в данном вопросе он подобен нееврею, поэтому его нееврейские работники должны доить в присутствии еврея, иначе молоко будет считаться "халав акум".
По словам р. Вайтмана (напомню, раввина крупного пищевого концерна, потребляющего тысячи тонн молока), когда он услышал об этом постановлении, он натурально ух..ел. Посколько на практике это означало, что в каждом из сотен коровников придется теперь дежать постоянного контролера, иначе благочестивая публика не признает это молоко достаточно кошерным. Поэтому р. Вайтман попытался переубедить раввина Э. На личной встрече он долго объяснял поченному старцу, что нееврейскому рабочему технически негде взять некошерное молоко, что ему есть чем заняться, кроме как что-либо в молоко подмешивать, что, наконец, любой работник боится, что за подобные подвиги его выгонят с работы... Однако р. Э. отказался пересматривать свое решение, согласившись лишь на следущий компромисс:
- B cилу того, что Вы сказали, я согласен, что наблюдение может быть непостоянным. Скажем, если проверяющий будет приезжать раз в неделю, этого будет достаточно, чтобы молоко считалось "еврейским".
В результате на практике мы имеем следущее: десять здоровых мужиков, работающих на полную ставку, мотаются по коровникам, дабы следить, чтобы тамошние таиландские рабочие - не подмешали, не дай Бог, свиного молока в коровье!!!
По словам р. Вайтмана, он очень надеется, что рабочие не знают, зачем эти проверяющие шастуют по коровником. Ибо в противном случае их мнение о религии и умственных способностях евреев может резко измениться в худшую сторону.
Впрочем, раввин Э. - это еще цветочки. По словам р. Вайтмана, один серьезный американский раввин постановил, что в условиях промышленного производства некошерным является ВООБЩЕ ВСЕ МОЛОКО!!! Как сказал р. Вайтман, формально это мнение очень хорошо обосновано а доводы оппонентов (которых, слава Богу, пока подавляющее большщинство) выглядят достаточно неубедительно.
Так что, с учетом тенденций в современной ортодоксии - будем ждать новых "открытий чудных".