о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Почему случился потоп: Библия и Гесиод

Текст, который никуда не удалось пристроить, а выбрасывать жалко. Так что пусть будет хотя бы здесь. Текст не претендует на излишнюю глубину. Конструктивная критика всяко приветствуется.

О последних событиях допотопной истории Писание расказывает так:

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал...В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди

(Мы сознательно воспользовались здесь синодальным переводом, т.к "кошерный" перевод, выложенный в сети, является в данном случае не переводом, но скорее изложением одного из комментариев.)

Кто такие "сыны Божии" (бней Элоким) о которых говорится в Писании? В наши дни принято объяснять, что речь идет о детях судей и правителей. Или же, в соответствии с мнением р. Гирша, говорить, что “Дочери человеческие” происходят от Каина, в потомстве которого Бoжественное начало было совершенно стерто. А отмеченные Бoжественной печатью "Bnei Elokim"— это наследники Шета

Однако в еврейской традиции есть, как известно, и другое объяснение этих слов:

Раши: сыны сильных (или: сыны Бoжьи) - cыновья правителей и судей. Другое объяснение: "сыны Бoжьи" - это ангелы, пришедшие посланцами Вездесущего. Они также смешивались с ними.

Иными словами, Раши в данном случае считает легитимным буквальное понимание Писания: "сыны Божии" - это действительно небожители, вступившие в связь с человеческими женщинами.

Подобное прочтение Писания имеет древнюю и почтенную традицию, корни которой восходят к мидрашам:

Когда Бог оплакивал греховность человека, два ангела, Шамхазай и Азаэль, появились перед Ним и резонно спросили:
- Властелин Вселенной, разве до сотворения человека мы не говорили Тебе, что он будет недостойным существом?
- Если Вселенная существует не ради человека, то какой цели она служит? - возразил Бог
- Мы, ангелы, достаточная причина для ее существования!
На это Бог ответил:
- Я знаю, что если бы вам пришлось обитать на земле и вам были бы присущи те злые побуждения, что и человеку, то вы были бы намного хуже людей.
- Тогда разреши нам жить среди смертных, и Ты увидишь, как мы освятим Твое Имя!
- Хорошо, опускайтесь вниз и делайте так, как сами только что предложили, - повелел Бог.
Шамхазай и Азаэль стали жить на земле, как люди. Узрев красоту человеческих женщин, они не смогли воспротивиться искушению и согрешили с ними. От этих союзов произошли появившиеся среди допотопных поколений великаны...


Что напоминает нам этот мидраш? Правильно, известную греческую легенду о поколении гигантов. В наши дни большинство знает ее из романа Олди, однако приведем ее по более солидному источнику:

Олимпийцы знали: теперь их черед бояться, что явится новое поколение богов и свергнет их, как они свергли титанов. Это новое поколение уже вырастало в недрах матери-Земли: гиганты, буйные змееногие исполины. Однако Зевсу удалось открыть спасительную тайну: олимпийцы сумеют одержать 'победу над мятежом гигантов, но только если им помогут маленькие люди — хотя бы один человек. Это значило: о людях нужно заботиться, из них нужно выращивать бойцов, сильных и могучих. Ради этого боги стали сходиться со смертными женщинами, и те рождали от них детей — смертных, но сильных, как полубоги. Их и стали называть героями. Силу свою они упражняли, очищая землю от злодеев и чудовищ.

Что стало с поколением греческих героев, хорошо известно - олимпийские боги решили их уничтожить, и привели этио решение в исполнение:

мать-Земля взмолилась к Зевсу: «Тяжко мне: слишком много стало на мне людей, слишком больно они топчут меня и рвут мне грудь плугами; облегчи меня!» Зевс подумал: гиганты побеждены, власть олимпийцев утверждена навеки, род героев больше ему не нужен; пусть же теперь люди сами перебьют друг друга, чтобы легче стало Земле. И он наслал на мир две великие войны, в которых погибли последние поколения героев: одну — между греками и греками, другую — между греками и заморскими народами.Первая война была Фиванская...Вторая война была Троянская...

Та же судьба постигла и "сильных, издревле славных людей", о которых говорится в Библии. С той лишь разницей, что в данном случае в качества инструмента уничтожения выбор пал не на войны, а на всемирный потоп (который, согласно греческой версии, имел место до поколения героев).

Итак, со значительной долей уверенности мы можем сказать, что Писание и Гесиод опираются, в данном случае, на плюс-минус один и тот же мифологический сюжет, который либо был общим для греческой и ближневосточной культур, либо на каком-то этапе был греками заимствован.
Однако означает ли это, что между Писанием и греческой мифологией никакой разницы в этом вопросе нет? ИМХО, не означает. Ибо мифология вполне удовлетворяется версией о необходимости уничтожения героев-полубогов. Писание же - идет дальше:

И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли

Иными словами, происхождение от небожителей вовсе не является для Писания "необходимым и достаточным", условием, оправдывающим уничтожения. Оно вводит новый критерий, неизвестный, насколько я знаю, греческому мифу о героях (по крайней мере, в том виде, как его излагает Гаспаров). И именно этот критерий оказывается решающим для вынесения решения о судьбе данного поколения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments