о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:

Иудаизм и культура-2

Дебютировал в новом проекте Booknik . С традиционной для себя статьи "Иудаизм и культура", которая в этот раз превратилась в "Держать и не пущать?":

Hаличие сильных антикультурных тенденций в других религиях никак не объясняет того, почему в современном иудаизме, в отличие от того же христианства, эта тенденция стала доминирующей.

Создание музыки, картин или литературных произведений является трудоемким процессом, требующим времени и денег. Чтобы творец мог воплощать свои замыслы, его работу должен кто-то оплачивать. Кто же на протяжении многих веков являлся основным заказчиком культуры, сначала религиозной, а затем и светской? Монархи, крупные феодалы, церковь, реже богатые горожане — то есть те, у кого было много свободных средств, а чаще всего — еще и крупная недвижимость.

У средневековых евреев не было ни королей, ни крупных феодалов. Немногочисленные богачи были обременены расходами на содержание школ, синагог, больниц, богаделен и прочей общинной инфраструктуры, так что лишних свободных средств у них обычно было немного. В результате, в большинстве еврейских общин не было и не могло быть «заказчиков» для еврейской культуры. Как следствие этого, на протяжении многих веков никакой еврейской культуры, сколько-нибудь сравнимой с культурой современных европейских народов, не возникло.


Начиная с XIX века, традиционное еврейство подверглось мощному натиску как извне, так и изнутри..Традиционное еврейство реагировало на кризис весьма разнообразно как по форме, так и по содержанию. Однако, как всегда в подобных случаях, в качестве лучшего средства защиты многими были выбраны: во-первых, попытка законсервировать то, что было раньше, а во-вторых, максимальная самоизоляция от тлетворных влияний извне.

Aутентичной еврейской культуры традиционное еврейство создать не смогло, поэтому «консервировать» было нечего. Оставалась культура нееврейская. Эта культура, во-первых, была насыщена христианскими символами и аллюзиями. А во-вторых, именно в этой среде возникли идеи, позволившие еврейским вольнодумцам поставить под сомнение авторитет Торы и ее толкователей. Так стоит ли удивляться, что значительная часть раввинов не захотела иметь с этой культурой ничего общего?


P.S. В качестве приложения к статье редакция сделала подборку "свидетельств по теме", в основном из русскоязычного ЖЖ:

Супруга американского раввина пишет письмо директору религиозной школы, где учатся ее дети. Дело в том, что там решили показать ученикам нееврейские детские фильмы:

"Я бы предпочла, чтобы никому из моих детей не показывали фильм «Волшебник страны Оз». Я сама пришла из «другого мира» и не вижу ничего действительно ценного в светских фильмах, искусстве, музыке и т.п...На мой взгляд, это все настолько нееврейское. Вероятно, потребность смотреть нееврейские фильмы или слушать нееврейскую музыку появляется у людей, которые никогда не сталкивались с нееврейским миром. Слава Богу, я пришла оттуда и не чувствую ни малейшего желания загрязнять свой мозг снова"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments