о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Current Reading, или занимательные истории из жизни средневекового Арагона

С большим интересом читаю сейчас книгу Давида Ниренберга Communities of Violence , о жизни различных меньшинств - евреев, мусульман и проч. - в средневековой Европе (преимущественно - на примере королевства Арагон). Книжка, ИМХО, весьма интересная, хорошо помогающая избавиться от сусальных и/или слишком упрощенных представлений средневековой жизни вообще, и средневековых евреях и их взаимоотношениях с соседями или властями, в частности.
Всем, у кого есть возможность, рекомендую прочесть книгу целиком. A пока - несколько "жемчужин" для разжигания аппетита:

В конце 13 века еврейский поэт Тодрос Абулафия написал поэму, призывающую еврейских мужчин ни в коем случае не вступать в половую близость с христианскими женщинами, поскольку , в отличии от арабок, они ничего не смыслят в любви и сексе. Арабок, соответственно, поэт всячески рекомендовал.

В 1357 году король Арагона распорядился продавать всех мусульманских женщин, имевших связь с христианами, в рабство в монастырь г.Рода. Через два года это правило было отменено для мусульманок, переспавших с монахами этого монастыря. Ибо шустрые монахи быстро смекнули, как можно получить и удовольствие, и дармовую рабсилу.

Еврейская община Сарагосы обратилась к королю с просьбой разрешить обезобразить и изгнать женщину, переспавшую с христианином. Примерно в то же время некий еврейский резник с группой сообщников похитил еврейскую девушку, которую передал своему другу-христианину, "дабы тот мог ее дефлорировать".
В той же Сарагосе другой еврей был обвинен в том, что отравил своего сына, который влюбился в рабыню-нееврейку. Согласно документам, сын угрожал отцу, что крестится, если тот не перестанет спать с его возлюбленной..

В 1260 доду еврейка Гоиг де Палафолс обратилась к королю с просьбой разрешить ей совместную жизнь со своим христианским любовником, "которого я впустила в свой дом, свою спальню и свое сердце" (резолюция - разрешить, хотя в принципе связи между христианами и нехристями были запрещены и карались смертью).

В 1444 году несколько мусульман, застав в мусульманском борделе еврея, выгнали его оттуда на улицу в голом виде Король обязал мусульманскую общину выплатить пострадавшему крупный штраф.

В 1280 году еврей Йосеф Равайя, королевский казаначей, подал королю жалобу на нескольких евреев, перешедших в ислам. Решением короля эти евреи были казнены.

Еврейские общины Арагона неоднократно обращались к королю с просьбой закрыть мусульманские бойни и обязать мусульман покупать мясо у еврейских резников (решение - чаще всего в пользу евреев).
Одна из арагонских королев завещала сыну поддерживать евреев в их спорах с мусульманами, поскольку "один еврей платит больше налогов, чем все мусульмане города".

Вообще королевское правосудие, судя по всему, действовало в защиту евреев весьма активно. Ибо евреи считались "слугами королевской казны", а потому любое покушение на них было легко представить как покушение на короля и его доходы. B книге приводится множество примеров, когда королевская администрация активно защищала евреев, например, организую вооруженную охрану еврейских кварталов во время Страстной недели.

Испанский раввин Йосеф бен Шломо Ашкенази гневно клеймил тех евреев, которые приходят на молитву вместе с мусульманами, и читают "Шма, Исраэль" в то время, как те простираются ниц в намазе.

И в качестве финала. В середине 14 века имела место длительная тяжба между еврейской и христианской общиной, могут ли евреи, по законам Арагона, переходить в ислам, а мусульмане - в иудаизм. Каждая из сторон пыталась добиться запрета на переход своих последователей в другую религию, аргументируя это тем, что именно их религия ближе к христианству!!!
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…