о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Грустный музыкальный лытдыбр.

Как то так сложилось, что в последних своих "оперных" постингах я всячески хвалил различные записи, которые слушал в последнее время. Сегoдня, увы, пришло время прервать эту традицию (надеюсь, ненадолго). Причина - "Фауст" в постановке Женевской оперы, которого мы вчера смотрели в Иерусалиме.

Начнем, пожалуй, все-таки с хорошего. Во-первых, по дороге на оперу мы с kma_shunra'oй неожиданно для себя познакомились с с обитателями синагоги "Молодые выходцы из Персии". Означенная "молодежь", во-первых, была уже глубоко пенсионного возраста (интересно, какие же у них в Персии старики?), а во-вторых, проявляли явную склонность к обновленчеству - когда kma_shunra попросила их открыть женскую галерею, чтобы она смогла прочесть Минху, младоперсы удивленно ответили: "А зачем? Заходи и молись прямо в синагоге, в мужском зале".

Теперь, собственно, об опере. Режиссер, ставивший спектакль, похоже, решил воплотить в жизнь слова Мефистофеля "Сатана там правит бал". Поэтому Мефистофель (Самуэль Рамей) присутвует на сцене практически все время, дирижирую всем происходящим: танцами, хором, действиями других персонажей... Иногда, правда, это выглядело перебором (сцена в корчме, к примеру, превратилась в какой-то сеанс Кашпировского), но в целом получилось неплохо.

А теперь - собственно, ругательная ругань. К сожалению, режиссер так увлекся реализацией своего замысла, что в какой-то момент, похоже, забыл, что ставит оперу, в которой главное - это пение, а не его гениальные задумки. В результате половина его задумок элементарно мешала певцам петь!

Например, знаменитое "На земле весь род людской" Рамей-Мефистофель должен был петь, стоя на помосте, который хор в это время довольно шустро вращал. В результате ему приходилось все время лихорадочно перебирать ногами, чтобы не оказаться к публике задом или просто не нае..нуться. Как в такой ситуации можно петь, догадайтесь сами.

Еще пример. В прологе оперы, как известно, Фауст - глубокий старик. И режиссер, в великой своей мудрости своей, решил, что петь он должен слабым старческим голосом, хрипя и сипя. Спорить не буду, получилось достоверно, никакой Станиславский не придрался бы. Но при этом почти 20 минут пения, естественно, пошло собаке под хвост.

Маргариту в третьем действии заставили все время держать на руках ребенка. Опять же, получилось очень естественно и натурально. Только вот дыхание в такой позе оказалось у нее зажатым нафиг.

Далее. Я, конечно, понимаю, что это очень старомодно и вульгарно, когда певцы большую часть времени толкутся на авансцене. Поэтому, чтобы не допустить такого безобразия, режиссер соорудил в задней части сцены сложную конструкцию, в которую и загнал большую часть действия. Конструкция, не спорю, была сделана очень красиво. Только вот одна неприятность - звук из нее практически не долетал! Певцы и так, за исключением Рамея, звезд с неба не хватали. А из-за режиссерской гениальности их периодически и вовсе не было слышно.

Отдельные находки и вовсе вызывали сомнение, читал и режиссер либретто. Например, Марту он зачем-то сделал монахиней. Не спорю, идея свежая и оригинальное. Только вот по либретто у этой "монахини" только что скончался МУЖ.

В общем, увы, мы имели очередную возможность убедиться в том, сколь прав был Шаляпин, считавший отдельных "режиссеров" главными врагами оперы.

P.S. И самое грустно - ради того, чтобы сходить на этого "Фауста", я отменил занятие со своими студентами. а поскольку платят мне почасам, то, сами понимаете... :))
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments