"Паяцы" понравились более чем. Причем не только пением задействованных звезд - сие было достаточно предсказуемо - но и по ряду других пунктов. Во-первых, когда я в детстве первый раз слушал эту оперу, мне, помнится, больше всего запомнился дуэт Сильвио и Недды. Впоследствии меня этот факт весьма удивлял. Однако Сильвио-Ринальди и Дзефирелли сделали эту сцену так, что удивляться я перестал. А во-вторых, сколько себя помню, всегда пропускал в этой опере сцену собственно спектакля - не нравилась она мне ни музыкально, ни эстетически. Однако Дзефирелли снял ее так, что захотелось не только смотреть, но и слушать.
Единственная режиссерская находка, которая, ИМХО, оказалась неуместной, это сцена, когда Тонио подсовывает Канио нож, которым тот в результате всех и зарезал. Все-таки, на мой взгляд, на сознательного организатора убийства сей клоун не тянет (кстати, и с точки зрения пения Тонио-Понс производит самое бледное впечатление из всех - хотя и он обедни не портит. Впрочем, я этого певца никогда особенно не любил).
"Манон", которую я смотрел сегодня, тоже в целом понравилась, хотя впечатления остались более смешанные. С одной стороны, спектакль сделан очень красиво и реалистично. Однако в погоне за реализмом режиссеры, увы, то и дело впадали в излишний натурализм. Т.е. я понимаю, конечно, что когда человек запыхался, он кашляет, а когда умирает от жажды, то хрипит. Но мне почему-то совсем не кажется, что люди приходят в оперу, чтобы слушать со сцены именно эти звуки.
Касательно пения - Доминго, как всегда, был на высоте. Однако в этом случае это было тем легче, что для всех остальныхм мужских голосов Пуччини ничего путного не написал, а Кири-Манон пела на твердую четверочку, но не более. В результате, половину второго акта (пока на сцене не появился Доминго) я откровенно скучал и зевал.
В общем, удовольствие от просмотра было получено. Однако имеющаяся у нас запись мне по-прежнему нравится гораздо больше.