о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

"Еще раз о евреях, России, смешанных браках и исторической памяти"

Российская исследовательница Елена Носенко наконец сделала благое дело, и выложила в интернет краткое изложение результатов своего исследования "«БЫТЬ ИЛИ ЧУВСТВОВАТЬ?Проблемы еврейской самоидентификации у потомков смешанных браков».
Книгу эту я в свое время прочел не без интереса. Правда, ничего принципиально нового из нее не узнал - да, наверное, это и невозможно, когда читаешь социологическое исследование об общине, которую очень хорошо знаешь. Однако некоторые личные истории читать было весьма интересно. Тем более, что часть респондентов знакомы мне по жизни.
В общем, всем, кого тема интересует - могу рекомендовать.

В качестве же "затравки" приведу один из выводов исследовательнижы - ИМХО, вполнне очевидный даже и без статистического анализа, однако куда более весому звучащий "от имени науки":

Что касается того, кто из родителей оказал большее влияние на формирование этнической самоидентификации респондента – отец или мать, то в нашем случае ситуация неоднозначная. Уже говорилось, что распространенном мнении, согласно которому в смешанных семьях мать-еврейка больше способствует формированию еврейской самоидеднтификации, нежели отец-еврей [Klein, 1996; Гительман, Червяков, Шапиро, 2001. С. 210-211]. Как показывают мои наблюдения, для потомков смешанных браков в России трудно выделить такую зависимость, тем более что у них нет единой этнической самоидентификации. Обычно респонденты указывают, что на формирование их этнического самосознания оказывал большее влияние тот из родителей, с кем респондент ощущал большую близость – это мог быть как отец, так и мать, еврей или нееврей. Кстати, в «русской» группе, близость с отцом или матерью еврейкой никогда не приводили к формированию еврейской самоидентификации. Иными словами, этническая принадлежность отца или матери не коррелирует с «еврейскостью» опрошенных.

По-моему, аз, многогрешный, это уже писал. Однако повторюсь: именно неспособность современной ортодоксии признать сей эмпирический факт в очень большой степени определило мое отношение к данной идеологии. И прежде всего - к его претязаниям на национальное руководство.

P.S. Ну и еще несколько интересных моментов из упомянутой статьи:

Bопросы формирования этнической самоидентификации стоят не только перед российскими евреями и те только перед теми из них, у кого еврей – только один из родителей. Но в России этот вопрос имеет свою специфику (опять «особый путь»?). Во всяком случае, когда я показала аннотацию своей книги профессору Пенсильванского университета Бенджамену Натансу, известному специалисту по истории евреев в России, он тоже высказал недоумение по поводу этого заглавия. “To Be or to Feel?” , говоря, что ему не ясно, что я хочу этим сказать.

Взгляды на то, кого считать евреем и каковы основы еврейской самоидентификации, весьма различны в России и за рубежом, в светских и религиозных кругах. Среди исследователей нет единства мнений относительно того, каковы основные критерии еврейской самоидентификации. Приведу мнение известного американского ученого Ц. Гительмана, который отмечал, что американские евреи привыкли думать о себе, прежде всего как о религиозной группе. Два главных критерия принадлежности к еврейской группе в США – принадлежность к иудейскому религиозному приходу или другой еврейской организации и жертвование денег для этой организации. Напротив, «русские и экс-советские евреи идентифицируются в качестве таковых со ссылкой на родословную, национальность и чувства, а не верования или поведение» [Gitelman, 1994. Р. 44-45]. Эти утверждения несколько упрощают картину. Еврейская идентичность в Америке переживает глубокий кризис, место иудаизма в ней все более начинают занимать другие символы. Но я полностью согласна с Ц. Гительманом в его оценке самоидентификации постсоветских евреев, у которых родословная, т. е. факт принадлежности к данной этнической группе («фактор крови»), а также «ощущения» явно превалируют над религиозной принадлежностью, знанием традиции и традиционными нормами поведения.

проблеме негалахических евреев. Следование галахическому принципу создает множество проблем для тех людей, которые ему не соответствуют, но, тем не менее, считают себя евреями. Однако среди ортодоксальных еврейских кругов до сих пор господствует галахическая точка зрения, оказывающая значительное воздействие на руководителей еврейских организаций разного уровня. Галахический принцип неоднократно подвергался критике, более того, в России он в большинстве случаев, как это видно из моих исследований, попросту «не работает»
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…