А во-вторых, выполняя данной
Приобретений этих было ровно три: "Иван Сусанин" в исполнении сталинского Большого, DVD с "Паяцами" и "Сельской честью" Дзефирелли и "Веселая вдова" с Геддой и Шварцкопф.
"Вдову" и "Паяцев" мы покамест прослушать не успели. Посему ограничусь впечатлением об оставшемся.
Прослушав после долгого перерыва "Сусанина", аз, многогрешный, в очередной раз убедился, сколь прав был Довлатов, писавший, что одним из проявлений советской власти был заведомый алогизм. Допустим, захотели сделать из монархической оперы народно-патриотическую. Ну, понятно убрали нафиг царя. Потом сделали Минина главным военным вождем ополчения - это, конечно, уже смешнее (купец во главе армии - да поляки о таком и мечтать не могли!), но, в конце концов, это ведь опера, а не урок истории. Но, спрашивается, какого хера убирать из оперы лучую арию тенора?! Кто и почему решил, что "за народ" можно петь только басом, тенором же - исключительно "за царя"???!!!
В результате эта ария на диске все равно присутствует. Но - в приложении, в исполнении какого-то немца и на немецком языке!!! Причем, надо сказать, русская патриотическая ария на языке "Хорта Весселя" - "внушаитЬ". :))
Впрочем, главное в опере - все-таки не слова и не сюжет, а пение. А пели придворные сталинские певцы очень хорошо, особенно Михайлов. Так что запись вполне достойная, и вполне может быть рекомендована любителям русской оперы.
Фильмы-оперы Дзефирелли, полагаю, в рекламе не нуждаются (хотя лично мне не очень понравился "Отелло" - возможно, потому, что в нем использована далеко не лучшая запись). Равно как и певцы, занятые в этой постановке - Доминго, Брусон и Образцова. Разве что попытка загримировать Доминго под 20-летнего въюноша вызывает легкую улыбку. Но все остальное, ИМХО - более чем.
И еще из пуримских музыкальных подарков - некий хороший человек переслал нам диск еврейской литургической музыки Соломона Росси. Впечатление потрясающее - типичная барочная музыка для смешанного(!) хора, но вместо привычных "Kyrie" и "Credo" звучат слова традиционных еврейских молитв.
Интересно было бы узнать, исполнялась ли эта музыка в синагогах. И если да, то участвовали ли в этих выступлениях женщины