о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Москва златоглавая

Избранные заметки о знакомстве с московскими церквями.

1.Недалеко от музея Рублева находится симпатичная церковь, название которой я, естественно, забыл. Пришли мы туда прямо перед закрытием, однако нас не только пустили, на даже сделали нам небольшую экскурсию по храму.
Узнав,что мы приехали из Питера, экскурсовод - средних лет дядечка, явно не обремененный излишним образованием - поделился с нами следущим рассказом:

-Петр 1-й, который ваш город построил, в молодости своевольничал. И тогда стрельцы решили за это его убить. Но патриарх его спас - спрятал(!) в Троицком монастыре. И тогда Петр одумался, и построил в Петербурге xpамы - Казанский собор и Исакиевский собор!

Мы не стали уточнять, но что-то нам подсказывает, что имелись в виду - именно нынешние питерские соборы с соответствующими названиями!

2. При посещении Даниловa мoнастыря нас вельми порадовали две вещи. Во-первых, охрана монастыря доверена почему-то не обычной секюрити, а "Московскому казачьему войску" - по виду, совершеннейшим ряженым. А во-вторых - как известно, на територии монастыря расположен, в том числе - Отдел Внешних Сношений московской патриархии. Так вот, выглядит здание этого отдела - как типичный провинциальный горком где-нибудь в Пропойске-Урюпинске.
Надо сказать,что на фоне тамошних храмов выглядело это совершенно сюрреалистически. А с другой стороны - начинаешь хорошо понимать, почему некий иподиакон начал свои мемуары об одном из епископов, связаных с Отделом, примерно такими словами:

-В конце жизни Владыко много работал с бумагами.

3.Недалеко от храма Лужка-строителя - собственно, на противоположном берегу - находится маленькая церковка, памятник Нарышкинского барокко.user_2003,с которой мы гуляли в тех краях, поделилась с нами рассказом,что, дескать, настоятель этой церкви - человек строгих правил, даже склоняющийся к старообрядчеству.
И не успела она закончить эту фразу, как перед нами предстала следущая картина: несколько совершенно "этнографических" баб - в платках, поддевках, сарафанах и всем прочем - стоящих у колодца и совершающих какую-то службу по толстой старинной книге.
И поскольку проишодило все это в тихом дворике, где не было ни машин, ни других следов цивилизации, то возникала полная иллюзия, будто из Москвы 21-го века ты внезапно перенесся - на страницы романа какого-нибудь Мельникова-Печерского. Или -на висящую в Русском музее картину, художника и название которой аз, многогрешный, позабыл.

4. И в завершении - еще о старообрядцах. В Третьяковской галерее у некой группы интелигентных по виду женщин возникло легкое замешательство перед картиной Перова:"Никита Пустосвят: спор о вере" - ни одна из дам не могла сказать, кто такой этот Никита и с кем и о чем он, собственно, спорит.
Так что пришлось мне, многогрешному, взять на себе нелегкую миссию просвещения русской интеллигенции :)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments