о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Откуда есть пошла...

Думаю, многим приходилось сталкиваться с утверждением каких-нибудь феминисток или борцов с колониализмом, согласно которым наука, "на самом деле" является ничем иным, как одной из "форм господства (мужчин над женщинами, белых над неграми и т.д). Так вот, недавно аз, многогрешный, с интересом узнал, кому, судя по всему, принадлежит патент на этот метод:

Михаил Николаевич Покровский...Революция 1905 года прервала размеренное течение жизни тридцатисемилетнего приват-доцента: он вступает в большевистскую партию, работает в большевистской печати, участвует в 1907 году в V съезде РСДРП и входит кандидатом в ЦК. За границей, куда он был вынужден эмигрировать после поражения революции, Покровский написал пятитомный труд: "Русская история с древнейших времен". Здесь он попытался создать марксистскую схему отечественной истории. Вряд ли стоит удивляться, что именно Покровский - единственный историк-профессионал среди большевиков - оказывается официальным главой уже советской исторической науки. Сколько постов он занимал одновременно! Заместитель наркома просвещения, президент Коммунистической академии, директор Института истории Комакадемии и Института красной профессуры, руководитель Центрархива, председатель Общества историков-марксистов, редактор сразу трех журналов: "Историк-марксист", "Красный архив" и "Борьба классов"...
"Русская история с древнейших времен" была задумана Покровским как полемический отклик на официально признанную университетскую науку начала XX века. Принужденный покинуть родину, погруженный в перипетии революционной и внутрипартийной борьбы, Покровский был заражен вирусом презрения к либералам, к людям, стремящимся к мирной эволюции страны, к тем, кто вел спокойный, размеренный образ жизни и из университетской аудитории шел в архив, а возвращался в уютную профессорскую квартиру. Врагами остались для Покровского ученые-немарксисты и после революции. В книгу, рассчитанную на самого широкого читателя, Покровский включил раздел историографии. Уже в самом названии чувствовался элемент пренебрежения к этим странным людям, не дошедшим до марксизма: "Как и кем писалась русская история до марксистов".
Говоря о взглядах дореволюционных ученых, Покровский писал, будто


"им нужно было доказать, что государство в России не было созданием господствующих классов и орудием угнетения всей остальной народной массы, а представляло собою общие интересы всего народа, без различия классов. В основе "научной" теории лежала, таким образом, практическая потребность буржуазии. Университетская наука была (здесь и далее разрядка Покровского. - В.К.) для этой последней одним из способов господства над массами"
http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/DANGER/PART_3.HTM

P.S. Там же, кстати, есть и еще один интересный отрывок - о методах научной дискуссии Покровского со товарищи:

ст идейных противников вызвал ликование у членов Общества историков-марксистов. В своей резолюции они заявляли: "Где кончается «несогласие с марксизмом» и начинается прямое вредительство, различить становится все менее и менее возможным. Каждого антимарксиста (великолепная логика: тот, кто не марксист, уже антимарксист! - В.К.) приходится рассматривать как потенциального вредителя" А сам Покровский с палаческой иронией говорил: "В дальнейшем нам уже не пришлось заниматься отечественными буржуазными историками, ибо наиболее крупные из них были уже разоблачены, а о других взяли на себя попечение соответствующие учреждения"
Впрочем, без врагов Покровский и его ученики жить не могли. После устранения из науки и ареста "буржуазных" ученых развернулась борьба с уклонами уже в своем лагере, столь же жестокая и крикливая. Научные дискуссии Покровский представлял себе исключительно как уничтожение (хотя бы моральное) оппонента. "Если нам нужно ликвидировать кулака как класс, - писал он, - то нам надо ликвидировать и кулацкую идеологию, т. е. народническую, которая выродилась в кулацкую". Речь шла не только о бывших народниках, но и об историках-коммунистах, имевших неосторожность думать о народниках иначе, чем Покровский:
"...если человек встанет рядышком с представителем народнической идеологии в чистом виде и мы начнем этого представителя народнической идеологии дубасить (разрядка моя. - В.К.), то мы попадаем, конечно, и по тому, кто стоит рядом. Не стой рядом, не смущай публику, потому что если стоишь рядом, то у всякого получится впечатление, что ты ему друг и союзник".
Такому историку Покровский советует отойти в сторону или, еще лучше, перейти в его стан: "Потому что нейтральных мы тоже будем бить (разрядка моя. - В.К.)!" И в конце академик, чтобы не оставалось никаких кривотолков, подытоживает: "В этом смысл тех дискуссий, которые мы провели за последнее время"
Subscribe

  • Погиб поэт, невольник чести.

    Не "Панорама", а вполне себе официоз. Правда, учитывая отчество Мартынова - решительно не понимаю, что тут ИСТЧО расследовать. МОСКВА, 22 янв…

  • С рабочего стола. Сделай себе раввина

    Прекрасная история из газеты Hamelitz от 25 июня 1899 года (перевод из книжки, которая мне потребовалась для одного проекта): One yeshiva…

  • Еврейские верфольфы

    Как известно, праотец Иаков, благословляя на смертном одре своих сыновей, сказал своему младшему: " Вениамин, хищный волк, утром будет есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Погиб поэт, невольник чести.

    Не "Панорама", а вполне себе официоз. Правда, учитывая отчество Мартынова - решительно не понимаю, что тут ИСТЧО расследовать. МОСКВА, 22 янв…

  • С рабочего стола. Сделай себе раввина

    Прекрасная история из газеты Hamelitz от 25 июня 1899 года (перевод из книжки, которая мне потребовалась для одного проекта): One yeshiva…

  • Еврейские верфольфы

    Как известно, праотец Иаков, благословляя на смертном одре своих сыновей, сказал своему младшему: " Вениамин, хищный волк, утром будет есть…