о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Рабби Яаков Эмден и полемика об институте конкубината

Проблема, о которой пойдет речь, связана со статусом так называемой "пилегеш" ("наложницы”). Как известно, многие библейские герои имели наложниц, например, Авраам, Калев, Гидеон, Давид, Соломон и т .д. Гемара (Сангедрин 21a) утверждает, что основное различие между женой и наложницей - то, что последняя живет "без киддушин и без ктубы”. Этого мнения придерживались и почти все Ришоним. Однако в Иерусалимском Талмуде (Иевамот 5:2) есть высказывание, позволяющее предположить, что для наложниц тоже существует киддушин. Кроме того, Нахманид полагал, что Раши (в комментарии на Берешит 25:6) утверждал, что и наложница нуждается в киддушин (сам Нахманид был с этим не согласен). Это мнение высказывает так же Виленский Гаон (Биур ха-Гра на Шульхан Арух, Эвен а-Эзер, 26:1). Тем не менее, согласно большинству авторитетов, отношения между мужчиной и наложницей не являются браком, но, говоря словами р. Эмдена, "она живет некий период времени только с ним, и имеет определенное содержание по договоренности с ним". (Нужно добавить, что, вопреки распространенному заблуждению, наложница не является "второй женой": поскольку она не только не жена, но и не обязательно "вторая" - даже неженатый может иметь наложницу).

P.S. nomen_nescio -спасибо за ценные указания.

P.P.S.Как ни странно, автором "Тшувот ха-Рашба ха-Меюхасот ле-Рамбан, 284" все упорно назтвают Нахманида, а не его ученика Соломона бен Адерета.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments