о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Возвращаясь к напечатанному. Учитываем критику, или о некоторых традициях восточных евреев



Новое исследование показывает, что в израильских школьных учебниках игнорируется история, наследие и культура восточных евреев.

Большинство евреев в современном Израиле являются потомками евреев, которые были изгнаны или бежали из стран, находившихся под мусульманским правлением в период с 1948 по 1967 год, пишет JNS. Обычно называемые мизрахим («с Востока»), они включают и тех, чьи предки жили в Центральной Азии, на Балканах и в Эфиопии. Но недавний опрос израильтян в возрасте до 30 лет показал, что история, наследие и культура мизрахим прискорбно игнорируются в школьной системе Израиля.


К составлению израильских школьных программ аз, многогрешный, к сожалению, отношения не имею. Однако все равно должен признать свою вину. В моей очешуительной книжке (которую по-прежнему можно и нужно заказывать" есть глава "Человек из Буэнес-Айреса и Малка из Пинска", посвященная известной теме. Но там речь идет практически только об ашкеназских евреях, а о восточных, кажется, ни слова. Поэтому приношу свое покаяние и исправляю свою ошибку:

В Северной Африке проституция среди евреек всегда была широко распространена — с древности до наших дней. Лет сто назад в Египте со всей серьезностью обсуждался следующий вопрос: несколько женщин легкого поведения принесли в дар местной синагоге роскошное издание Торы в бархатном футляре, причем одна из дарительниц вышила золотом на бархате свое имя. В конце концов книга была принята, но без футляра[288]. В крупных городах Магриба до французской колонизации перенаселенность жилых кварталов способствовала развращению еврейских девушек, к тому же они часто становились жертвами насилия со стороны арабов, что толкало их прямо на путь проституции. Колониальный врач доктор Сюттер (пользовавшийся псевдонимом Якобус) писал, что в Марокко, в частности в Марракеше, вывеска «Кошерный» на заведении означала, что доступ туда имеют только евреи. В этих заведениях маленькие девочки от 3 до 9 лет возбуждали клиента пальцами и губами, прежде чем он переходил к девушкам постарше или взрослым женщинам. Девочкам перепадала мизерная плата. Судьба их была предрешена с раннего детства: Якобус пишет, что четыре из пяти были когда-то совращены соседскими мальчиками-арабами; клиенты очень ценили этих девочек за их опытность[289].

В 1876 г. Иосиф Халеви, представитель Всемирного израильского альянса, посетил Марракеш. Первым шагом еврейских девушек к проституции, отметил он, было то, что арабы заставляли их работать с открытыми лицами. К моменту французской колонизации в Марокко было много проституток-евреек, хотя единоверцы и относились к ним с нескрываемым презрением: даже хоронили их на краю кладбища рядом с самоубийцами и без заупокойной молитвы, на которую имели право все, вплоть до самых последних бедняков. «Некоторые девицы торговали любовью, оставаясь при этом девственницами»[290]: широко распространены были ласки руками и губами, а также анальный коитус — таким образом, девственная плева оставалась целой. А.Нахум рассказывает, как в публичном доме в столице Туниса он имел дело с одной юной еврейкой: предыдущему клиенту она не позволила завершить соитие, ограничившись предварительными ласками и уверяя его, что она девственница; этот человек жил с ней по соседству, и она была бы опозорена в глазах всего квартала, узнай соседи, что она давно потеряла невинность[291].

Еще в 1850 г. один француз, путешествовавший по Тунису (надо заметить, что он не проявлял ни малейшей враждебности к евреям), утверждал, что большая часть еврейских девушек из городской бедноты становятся на путь проституции


И да, недавно в русскоязычных израильских благах многие активно обсуждали инициативу кого-то из депутатов, предложивших ввести в школьную программу наследие русских (советских) евреев. И многие недоумевали - мол, зачем это все надо. Как мне кажется, первая цитата дает исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Пы. Сы. Впрочем, покаяние покаянием, но могу признаться, что кое-что на этой ниве я тоже сделал - переводил замечательную книгу израильского раввина Шломо Рискина. Отрывок из которой с удовольствием цитирую:

Я вызвался быть воспитателем в местной начальной школе в Баке, где был огромный наплыв детей иммигрантов из Северной Африки. Я молился с ними каждое утро и после школы был для некоторых их них чем-то вроде старшего брата.
Эти новые иммигранты, к огорчению всей школы и их одноклассников, в жизни не слышали о зубной щетке и пасте для зубов. Ничтоже сумняшеся и почитая себя очень умным, я купил всем моим питомцам по щетке и тюбику пасты, и мы все вместе начали чистить зубы перед ежедневной молитвой. Через некоторое время один из моих подопечных сказал мне, что его дедушка, бывший хахамом – раввином – в стране исхода, хочет встретиться со мной. Мальчик сказал мне, что есть кое-какие сложности с чисткой зубов.
На следующий день, собравшись духом, я отправился на встречу. Внук переводил своему престарелому дедушке с морщинистым лицом, смеющимися глазами и благообразной бородой, но явно без единого зуба во рту (я бы все равно не понял, что он говорит, даже если бы он говорил на иврите, еще я помню, как я про себя удивился, как он с таким ртом берется судить о чистке зубов).
– Знаете, – сказал он, поблагодарив меня за молитвы с его внуком и поинтересовавшись, откуда я, – наши рты священны, особенно когда мы молимся Богу. Тора учит нас, что Бог вдохнул в нас живую душу, а «Таргум» поясняет, что здесь подразумевается дарование речи, способности к общению. Когда ночью мы спим, наше тело отдыхает, но душа поднимается к небесам, чтобы отчитаться перед Создателем вселенной за все наши дела. Когда мы просыпаемся, душа возвращается так же, как вышла, через наши рты. Первые слова молитвы не должны быть запятнаны ничем другим. А вы заставляете мальчиков марать их чистые, священные рты, которые только что возвратились от Бога, какой-то грязной пастой.
Я смущенно промямлил ему мои извинения, и с тех пор мы стали чистить зубы после утренней молитвы.
Subscribe

  • Current reading. Антисемитизм и судьба империи

    Еще из мемуаров Георгия Михайловского, занимавшего в годы I Мировой ответственные посты в российском МИДе. О решение, возможно, предрешившем…

  • Current reading: Сукин и филиокве

    Читаючи воспоминания Георгия Н Михайловскиого "Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг.", обнаружил там,…

  • Current reading. Соленое морское слово

    Поскольку в советское время непечатное слово было таковым в самом буквальном смысле - за исключением строго академических изданий и текстов ДСП,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Current reading. Антисемитизм и судьба империи

    Еще из мемуаров Георгия Михайловского, занимавшего в годы I Мировой ответственные посты в российском МИДе. О решение, возможно, предрешившем…

  • Current reading: Сукин и филиокве

    Читаючи воспоминания Георгия Н Михайловскиого "Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг.", обнаружил там,…

  • Current reading. Соленое морское слово

    Поскольку в советское время непечатное слово было таковым в самом буквальном смысле - за исключением строго академических изданий и текстов ДСП,…