
Новое исследование показывает, что в израильских школьных учебниках игнорируется история, наследие и культура восточных евреев.
Большинство евреев в современном Израиле являются потомками евреев, которые были изгнаны или бежали из стран, находившихся под мусульманским правлением в период с 1948 по 1967 год, пишет JNS. Обычно называемые мизрахим («с Востока»), они включают и тех, чьи предки жили в Центральной Азии, на Балканах и в Эфиопии. Но недавний опрос израильтян в возрасте до 30 лет показал, что история, наследие и культура мизрахим прискорбно игнорируются в школьной системе Израиля.
К составлению израильских школьных программ аз, многогрешный, к сожалению, отношения не имею. Однако все равно должен признать свою вину. В моей очешуительной книжке (которую по-прежнему можно и нужно заказывать" есть глава "Человек из Буэнес-Айреса и Малка из Пинска", посвященная известной теме. Но там речь идет практически только об ашкеназских евреях, а о восточных, кажется, ни слова. Поэтому приношу свое покаяние и исправляю свою ошибку:
В Северной Африке проституция среди евреек всегда была широко распространена — с древности до наших дней. Лет сто назад в Египте со всей серьезностью обсуждался следующий вопрос: несколько женщин легкого поведения принесли в дар местной синагоге роскошное издание Торы в бархатном футляре, причем одна из дарительниц вышила золотом на бархате свое имя. В конце концов книга была принята, но без футляра[288]. В крупных городах Магриба до французской колонизации перенаселенность жилых кварталов способствовала развращению еврейских девушек, к тому же они часто становились жертвами насилия со стороны арабов, что толкало их прямо на путь проституции. Колониальный врач доктор Сюттер (пользовавшийся псевдонимом Якобус) писал, что в Марокко, в частности в Марракеше, вывеска «Кошерный» на заведении означала, что доступ туда имеют только евреи. В этих заведениях маленькие девочки от 3 до 9 лет возбуждали клиента пальцами и губами, прежде чем он переходил к девушкам постарше или взрослым женщинам. Девочкам перепадала мизерная плата. Судьба их была предрешена с раннего детства: Якобус пишет, что четыре из пяти были когда-то совращены соседскими мальчиками-арабами; клиенты очень ценили этих девочек за их опытность[289].
В 1876 г. Иосиф Халеви, представитель Всемирного израильского альянса, посетил Марракеш. Первым шагом еврейских девушек к проституции, отметил он, было то, что арабы заставляли их работать с открытыми лицами. К моменту французской колонизации в Марокко было много проституток-евреек, хотя единоверцы и относились к ним с нескрываемым презрением: даже хоронили их на краю кладбища рядом с самоубийцами и без заупокойной молитвы, на которую имели право все, вплоть до самых последних бедняков. «Некоторые девицы торговали любовью, оставаясь при этом девственницами»[290]: широко распространены были ласки руками и губами, а также анальный коитус — таким образом, девственная плева оставалась целой. А.Нахум рассказывает, как в публичном доме в столице Туниса он имел дело с одной юной еврейкой: предыдущему клиенту она не позволила завершить соитие, ограничившись предварительными ласками и уверяя его, что она девственница; этот человек жил с ней по соседству, и она была бы опозорена в глазах всего квартала, узнай соседи, что она давно потеряла невинность[291].
Еще в 1850 г. один француз, путешествовавший по Тунису (надо заметить, что он не проявлял ни малейшей враждебности к евреям), утверждал, что большая часть еврейских девушек из городской бедноты становятся на путь проституции
И да, недавно в русскоязычных израильских благах многие активно обсуждали инициативу кого-то из депутатов, предложивших ввести в школьную программу наследие русских (советских) евреев. И многие недоумевали - мол, зачем это все надо. Как мне кажется, первая цитата дает исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Пы. Сы. Впрочем, покаяние покаянием, но могу признаться, что кое-что на этой ниве я тоже сделал - переводил замечательную книгу израильского раввина Шломо Рискина. Отрывок из которой с удовольствием цитирую:
Я вызвался быть воспитателем в местной начальной школе в Баке, где был огромный наплыв детей иммигрантов из Северной Африки. Я молился с ними каждое утро и после школы был для некоторых их них чем-то вроде старшего брата.
Эти новые иммигранты, к огорчению всей школы и их одноклассников, в жизни не слышали о зубной щетке и пасте для зубов. Ничтоже сумняшеся и почитая себя очень умным, я купил всем моим питомцам по щетке и тюбику пасты, и мы все вместе начали чистить зубы перед ежедневной молитвой. Через некоторое время один из моих подопечных сказал мне, что его дедушка, бывший хахамом – раввином – в стране исхода, хочет встретиться со мной. Мальчик сказал мне, что есть кое-какие сложности с чисткой зубов.
На следующий день, собравшись духом, я отправился на встречу. Внук переводил своему престарелому дедушке с морщинистым лицом, смеющимися глазами и благообразной бородой, но явно без единого зуба во рту (я бы все равно не понял, что он говорит, даже если бы он говорил на иврите, еще я помню, как я про себя удивился, как он с таким ртом берется судить о чистке зубов).
– Знаете, – сказал он, поблагодарив меня за молитвы с его внуком и поинтересовавшись, откуда я, – наши рты священны, особенно когда мы молимся Богу. Тора учит нас, что Бог вдохнул в нас живую душу, а «Таргум» поясняет, что здесь подразумевается дарование речи, способности к общению. Когда ночью мы спим, наше тело отдыхает, но душа поднимается к небесам, чтобы отчитаться перед Создателем вселенной за все наши дела. Когда мы просыпаемся, душа возвращается так же, как вышла, через наши рты. Первые слова молитвы не должны быть запятнаны ничем другим. А вы заставляете мальчиков марать их чистые, священные рты, которые только что возвратились от Бога, какой-то грязной пастой.
Я смущенно промямлил ему мои извинения, и с тех пор мы стали чистить зубы после утренней молитвы.