С рабочего стола: чудотворный список Торы и моэль, посрамивший евсеков

Много лет назад аз, многогрешный, смотрел документальный фильм о герах и субботниках азербайджанского села Привольное. В котором один из стариков рассказывал, что во время гражданской войны жители, якобы, обошли вокруг села со свитками Торы - и в результате оно не пострадало. И вот, в поисках материалов для одного проекта, столкнулся с аналогичной легендой, причем и в этом случае - русских прозелитов. Гораздо менее правдоподобной, чем первая, однако благополучно доехавшей до Израиля и дожившей до наших дней:
One day, towards the end of the 19th century, in a small village near the Russian city of Saratov, the following strange scene unfolded: a band of Cossacks was making its way towards the village, looking to raid the local families of Russian “Judaizers,” when suddenly they stopped dead in their tracks. Before them, they saw something unexpected – a procession of villagers, locals who were known as “Subbotniks,” were walking towards them, reverently singing verses from Psalms and led by an older man carrying a large Torah scroll. The Cossacks, the most fearsome of Russian soldiers, were dumbfounded. Finally, the commander called on his men to retreat, and the band turned around and galloped away, leaving the Jews unharmed.
The story of how a group of Russian converts to Judaism managed to evade a Cossack attack, thanks to the intervention of the God of Israel, was retold for many years after. The Dubrovins, the family that led that procession, would settle in the Land of Israel in 1909, in Yesud HaMa’ala in the Hula Valley. They were led there by the family patriarch, Yoav (formerly Andrey) Dubrovin. A solemn and serious brood, the Dubrovins arrived on the land they had purchased bringing with them agricultural equipment as well as knowledge and expertise. They also brought the very Torah scroll Yoav had carried during his legendary stand-off with the Cossaks, and which can be found to this day in the synagogue at Yesud HaMa’ala. ИСТОЧНИК.
Интересно, есть ли аналогичные предания у других еврейских общин? Или же этот феномен связан исключительно с русским прозелитизмом, и, соответственно, их православными корнями?
Ну а для другого проекта перевел вчера историю из монографии Анна Штерншис. Которая, позможно, послужила источником одного из самых известных поздних рассказов Бабеля:
в 1928 году в Одессе устроили общественный суд над старым, уважаемым в городе моэлем Бибергалом. После того, как несколько известных детских врачей-евреев один за другим расписывали вред и опасность обрезания, «обвиняемый» попросил слово и произнес:
Что я могу сказать. Операция, которую я делаю, очень быстрая, чик и готово. Я считаю, что моя речь должна быть не дольше этой операции, однако из уважение к публике скажу несколько слов. Взгляните, кто сидит на сцене: сплошные светила! Вот профессор Зильбербег – медицинское светило, его знают даже в Чикаго и Филадельфии. Если нужна серьезная операция, люди вдут к нему в Одессу даже из «отсталой» Америки! Если у вас проблемы с сердцем, вы бежите к другому доктору, профессору Бухштабу, сегодня он тоже здесь. А если у вас заболел ребенок, вы идете к Тартаковским – оба Тартаковских, отец и сын, тоже сегодня здесь. Председательствует же сегодня доктор Циклис. Когда два моих внука заболели скарлатиной, я отвез их в больницу, и доктор Циклис замечательно заботился о них (как и всеи остальных детях) – лучше, чем я, их дедушка! И вот, все эти уважаемые люди сегодня сказали, что то, что я делаю – вредно. Ну, если такие светила настаивают, значит, так оно и есть. Но будем справедливы: вот что я вам хочу сказать – я смотрю на вас, почтеннейшая публика, и вижу, что девять десятых из вас – моя работа! И вот я хочу спросить вас и ваших подруг: кому кажется, что я сделал ему хуже?
По словам очевидца, через секунду публика разразилась хохотом, аплодисментами и криками: «Браво, Бибергал!». Общественный суд был сорван.
К сожалению, нашел только еще одно упоминание о Бибергале (причем тоже без имени, только фамилия). В котором он, к тому же, назван доктором, что, скорее всего, неверно.